У увлечения нет пола: Что бывает, когда за иголку берутся мужчины

Есть люди, которые разрушают стереотипы о том, что вышивка – сугубо женское занятие

Валентина Пустива
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Винница
У увлечения нет пола: Что бывает, когда…

Ежегодно в третий четверг мая отмечается Всемирный день вышиванки. В этот день много пишут и говорят о вышивке и вышитых рубашках. По случаю праздника Depo.Винница познакомит вас с несколькими мужчинами, которые разрушают стереотипы о том, что вышивка – сугубо женское занятие.

Григорий Гринь: "Красное с черным – это не наше, привнесенное"

Григорий Гринь – человек, который всю свою жизнь посвятил вышивке, преимущественно полтавской. В прошлом году мастер отметил 80-летний юбилей. Для него вышивка – не хобби, а профессия, но слово "профессия" – очень сухое и безликое для того, чтобы сказать, что такое вышивка для Григория Гриня. Это его призвание, его мир, его жизнь. Впрочем, в его художественных увлечениях есть место еще и коллекционированию керамики, но сегодня речь о вышивке.

Григорій Гринь

Григорий Гринь во время открытия выставки. Фото: Харьковский областной центр культуры и искусств

Живет он в поселке Опошня Полтавской области. Заслуженный мастер народного творчества. Окончил Решетиловское художественно-промышленное училище. С 1960 по 1994 год работал главным художником в производственно-художественном объединении "Полтавчанка". За этот период он создал более 500 собственных орнаментальных тем. Его произведения экспонировались в Лейпциге, Познани, Слуцке, Полтаве, Киеве. Работы мастера хранятся в Национальном музее Т. Г. Шевченко, Музее народной архитектуры и быта Украины Пирогово, Полтавском краеведческом музее, в музее декоративного искусства в Киеве, в Национальном центре народной культуры "Музей Ивана Гончара".

вишиті рушники Григорій Гринь приклади вишивок майстра Григорія Гриня

Выставка работ Мастера. Фото: Харьковский областной центр культуры и искусств

А когда он только приступил к работе на посту главного художника фабрики, ему казалось, что ничего сложного в его работе не будет. Думал, что легко справится с задачами, ведь женщины в селах без художественного образования составляли узоры и вышивали, а он же дипломированный специалист. Но когда впервые повез свои эскизы в Киев на утверждение Художественным советом, все его работы забраковали, и отчаянию Григория не было предела. Тогда ему сказали "Не рисуй из головы", и он поехал в села. Ходил от дома к дому, просил достать из сундуков рубашки и полотенца, рисовал, расспрашивал, записывал. В своих работах пытался использовать как можно больше техник и элементов народной вышивки.

Читайте также: Редкое хобби: Как винницкая певица взялась за возрождение забытого "свадебного" искусства

"Техники традиционно применялись такие, например, как "соловьиные глазки", "зерновой вывод", гладь, косая гладь, вырезание, мережки. А что касается элементов, то по-народному они звались так: дубовые листья, тыквенные листья, березка и прочее. Светло-голубые, бежевые, охристые, болотные цвета, не яркие, а приглушенные, пастельные – это традиционно для Полтавской области. Нити красили с помощью отвара шелухи лука, ореха, коры дуба, ольхи, а красные нити – насекомыми (мне когда-то принесли таких насекомых, которые обитают в пнях, а ночью они светятся), – рассказывал мастер во время открытия одной из выставок в Харькове.

ескізи вишивок ескізи вишиванок

приклади вишивок

Каталоги Григория Гриня. Фото: Инна Ермакова

Мастер придает вышивке (особенно рушника) сакральное значение, считает, что вышитый орнамент жив, он кодирует, формирует судьбу.

"Рушник – это семейный оберег, он должен висеть в каждом доме. Он дает энергию. У меня дома висит рушник белым по белому, с вырезанием, еще моей бабушки, он передается из поколения в поколение, и все, кто видят, удивляются его красоте. Это - мое богатство. А красное с черным – это не наше, привезенное. Мне когда-то подарили красно-черный рушник, XIX века, я повесил, так только пару недель выдержал, вот чувствую, мне даже плохо от него становится", – рассказывал Гринь.

Вишивка рушника Григорій ГриньЧервона вишивка на рушнику Григорій Гринь

Рушники Григория Гриня. Фото: Музей Ивана Гончара

Нечто подобное говорил и про рубашки: "Был на "Сорочинской ярмарке". Вы бы видели, какие там продают пестрые вышиванки. И розовыми нитками вышиты, и ярко-зелеными, аж в глаза бросаются. Такие изделия, конечно, привлекают внимание покупателей, люди берут. Но прежде всего надо уважать и воспроизводить традицию".

В прошлом году мастер разменял девятый десяток, и зрение уже не позволяет ему вышивать. Но Григорий Гринь охотно делится своими знаниями, потому что хочет, чтобы вышивка его народа жила вечно.

Читайте также: "Прощай, крестик!": Как учительница из Бершади возрождает вышивку Восточного Подолья

Юрий Мельничук: "Орнамент – это космическая речь"

Юрий Мельничук родом из Черкасской области, живет в Киеве. Много лет работал в музее Ивана Гончара – там его увлечение переросло в профессию. А вышивкой он заинтересовался еще в детстве.

"Часто говорят: "Вот вы вышиваете, а это женское занятие". Почему только женское? У увлечения нет пола", – рассказывал Мельничук в интервью для телеканала "1+1". – В родительском доме всегда были рушники. Старые и поновее. Моя мама вышивала всегда. Мне это очень нравилось. Я в этом вырос".

Юрій Мельничук

Фото: ФБ-страница Юрия Мельничука

Увлечение вышивкой у Юрия имело вполне мужскую логику. "Мальчики берут в руки машинки и даже куклы. Как они с ними играют? Они отрывают куклам руки и ноги, и смотрят, как эта кукла "устроена". Так примерно мне в вышивке было интересно: как это сделано? Какие-то узелки понашиты, дырки какие-то, что-то понавырезано..." – так еще в юности Юрий "разбирал" вышивку на "винтики".

Читайте также: Для будней и праздников: Как мастерица из Могилев-Подольского поставила народную вышивку на службу современной моде

Первым его вышитым изделием была салфетка. Потом вышил себе рубашку. "Но все те мои вещи куда-то разошлись. Были подарены друзьям, или кто-то очень хотел купить", – добавил мастер.

Когда Юрий Мельничук начал работать в музее Ивана Гончара, вся его деятельность была сконцентрирована вокруг вышивки. Он вышивал, изучал орнаменты, интересовался их происхождением и значением, проводил курсы вышивания и, конечно, коллекционировал вышитые вещи – в основном рушники и рубашки. В отличие от многих других вышивальщиков, Юрий Мельничук особое значение придает символике народной вышивки.

"Собрав коллекцию вышитых сорочек и рушников из всех регионов Украины, пытаюсь их популяризировать, даже уже не работая в музее. Мне в этом помогает наша общественная организация – Центр украинской вышивки и костюма "Орияна". Главная цель организации – распространение информации о нашей традиционной одежде. Ведь в украинской вышивке используют не только крестик и гладь, а почти 300 швов – огромный потенциал, который выливается в тысячи орнаментов", – сообщил Юрий Мельничук.

орнамент вишивки Юрія Мельничука

вишита скатертина Юрія Мельничука

Работы Юрия Мельничука. Фото предоставлены Юрием Мельничуком

Он научился "читать" этническую вышивку почти как книгу. Каждое село в свое время имело свои особенности в вышивке. С помощью орнаментов можно было определить, откуда происходит человек.

"Современные модельеры много экспериментируют в сфере этнической моды – это нормальная потребность времени. Однако большого внимания заслуживают современные копии этнического костюма, на базе которых можно делать разнообразные интерпретации с использованием современных материалов и отделки. Орнамент – это действительно космическая речь. Одинаковые знаки, встречающиеся в разных местностях, вышитые другими швами и цветом, не только в Украине, но и в мире. Это говорит о том, что происхождение символики космическое, а не выдуманное отдельным народом. Некоторые наши орнаменты настолько сложные, что требуют компьютерной точности", – убежден исследователь.

елемент вишивки сорочки Юрія Мельничука

сорочка вишита майстром Юрієем Мельничуком

Рубашки Юрия Мельничука, вышитые японским шелком на итальянском холсте. Фото предоставлено Юрием Мельничуком

Большинство рубашек в его гардеробе вышиты белым по белому. Мастер очень любит этот стиль, считает его одним из наиболее архаичных пластов в нашей вышивальной культуре. Белым по белому вышивали по всей Украине, утверждает Мельничук (немало вышивальщиц считают, что эта техника культивировалась только на Полтавщине).

"Такая техника родилась не потому, что была нехватка цветных нитей. Оказывается, девушки три года подряд отбеливали нити, чтобы те имели силу. Узоры приобретали магическую силу благодаря этой технологии отбеливания", – сделал вывод мастер.

Читайте также: Вышить, чтобы выжить: Как жители города присоединились к созданию фильма "Наследие нации"

Мастеру грустно от того, что немало сокровищ утрачено, его, как и многих исследователей традиционной вышивки, беспокоит наступление коммерции на народные традиции. Поэтому он и сам дает уроки вышивки и радуется успехам единомышленников, которые возрождают традиции. Проводит семинары, читает лекции, оцифровывает схемы. А к самому процессу вышивания относится с благоговением.

зразки вишивки Юрія Мельничука

Образцы вышивки в разных техниках. Работы учеников Юрия Мельничука. Фото: Изделия.

серветки вишиті від Юрія Мельничука

Салфетки Юрия Мельничука. Фото: Изделия.

"Каждая вышивка является сначала оберегом, а уже потом – декором. Очень важен сам процесс вышивания: пожелания, молитвы, народные песни, которые зашиваются в ткань. Поэтому не стоит вышивать, когда ты просто смотришь телевизор, ведь на этом процессе нужно концентрироваться. Вышивка должна быть живой. Когда человек в основном занят только счетом, он теряет главный сакральный компонент. Не стоит пороть вышивку, ведь тогда вносится хаос. Больше всего это касается таких сакральных вещей, как рушники", – делится мыслями вашивальник и исследователь.

Юрій Мельничук розказує про вишивку

Фото: Евдокия Тютюнник, "Правительственный курьер"

Владимир Жуковец: "...с двадцатого ряда в зале понимаешь, что это таки вышитая рубашка!"

Владимир Жуковец живет в Черкассах. Работает главным бухгалтером в коммерческой структуре. Вышивкой заинтересовался давно. Тогда работал заведующим художественно-постановочной части в Черкасском академическом заслуженном украинском народном хоре областной филармонии. Когда заказывал костюмы для коллектива, знакомился с мастерами вышивки и ткачества. Ему показывали образцы узоров и схемы к ним, и Владимиру хотелось показать эту красоту всем. Тогда не было таких возможностей для распространения изображений, как теперь, но Владимир мечтал сохранить работы художников, не потерять их. Он, конечно, не знал, что пройдут годы и появятся соцсети, с помощью которых достоянием мастеров (и своими собственными достижениями) можно будет поделиться не только с несколькими единомышленниками, но и со всем миром. Но как только современные технологии позволили это делать, принялся разыскивать схемы, которые видел раньше: в частных коллекциях, на фабриках, где шили и украшали вышивкой одежду и другие предметы обихода, в старых художественных журналах. Создает в электронном варианте таблицы схем готовых вышивок и рисунков, снимков.

Володимир Жуковець

А первой его вышитой работой была подушечка – вышил ее, когда родился сын. Это была яркая гуцульская вышивка шерстью на немецкой ткани. Теперь подобных подушек у него двадцать штук. Есть в его активе салфетки и рушники. Рубашек не вышивает, говорит, что не выдерживает зрение. А схемы для рубашек Владимир Жуковец создает для Черкасского областного краеведческого музея: воспроизводит в электронном виде по каталогам Укрхудожпрома, издания второй половины ХХ века, и профессиональных черкасских художников по вышивке – Анны Грабовской, Марии Гайды и Александры Телиженко. Схем у него сотни – и крестиком, и традиционными украинскими техниками.

Зразки авторської вишивки Антоніни Задувайло

зразок вишивки Антоніни Задувайло

 

вишвика зі збірки Володимира Жуковця вишивка відтворена Володимиром Жуковцем чорна біла вишивка Володимир Жуковець вишивка із збірки Володимира Жуковця узор вишивки Володимира Жуковця

Мастер вспоминает, как знакомство с традиционными (докрестиковыми) швами перевернуло его представление о вышивке.

"Когда я впервые увидел вышивку качалочкой, то своим глазам не поверил. Она очень похожа на ткачество, но когда видишь ее со сцены на артистке, то с двадцатого ряда в зале понимаешь, что это же вышитая рубашка!" – увлеченно рассказывает Владимир, хотя с того времени прошло много лет.

Среди самых дорогих для Владимира Жуковца сокровищ – книги о вышивке. Это не просто книги, стоящие на полке. За каждой – история знакомства с мастером или мастерицей (Мирославой Кот, Ольгой Возницей, Еленой Кулинич-Стахурской, Григорием Гринем, Михаилом Покиданцем, Григорием Киселем), посещение выставок, встречи и дискуссии.

Но наиболее ценное в этом деле, убежден Жуковец, живое общение с мастерами, его нельзя заменить ничем. Вспоминает Владимир, как через 20 лет после знакомства разыскал мастерицу Марию Гайдай с фабрики художественных изделий. Она передала краеведческому музею отшивки и схемы, а он создал их электронные варианты. Вместе они с Марией Гайдай несколько лет назад подготовили выставку в Черкассах.

С особым трепетом Владимир Жуковец относится к вышивке родной Черкасчины, но только черкасскими узорами она не ограничивается. С интересом исследует орнаменты разных регионов и продолжает создавать схемы – для того, чтобы вышивка украинского народа возрождалась и жила.

вишивка Володимира Жуковця

вишитий рушник Володимира Жуковця рушник, вишитий Володимиром Жуковцем

Работы Владимира Жуковца. Фото предоставлены Владимиром Жуковцом.

Андрей Ермаков – "инженер" традиционной украинской вышивки

У Андрея Ермакова автору этих строк посчастливилось брать уроки вышивки, когда мастер жил в Виннице – туда он вместе с семьей переехал в 2014 году из Луганска. В Виннице, в одиннадцатой библиотеке-филиале Андрей создал студию "Свое. Родное". Винничанки осваивали под его руководством традиционные украинские техники вышивки, которые существовали задолго до "крестика". Теперь среди его учениц есть настоящие мастерицы, которые вышили по несколько рубашек и делятся своими умениями с другими.

Андрій Єрмаков

Андрей Ермаков ведет урок вышивки в студии "Свое. Родное". Фото: Инна Ермакова

Вышивать Андрей научился самостоятельно, уже во взрослом возрасте (по специальности он инженер, и ни одно из мест его работы не было связано с вышивкой или другим народным искусством). Как-то поехали Ермаковы отдыхать в Карпаты. И, как все отдыхающие, были в восторге от вышитых рубашек, которые там продавались. Сначала каждый год по одной (иногда и две) вышиванки покупали для себя. Но если большинство туристов что-то покупают или просто любуются, Андрей решил, что купить все те вышиванки, которые им с женой Инной нравятся (а нравилась не одна!) вряд ли можно, особенно, если они – дорогой ручной работы, а вот вышить... (Машинная вышивка не привлекала Ермаковых, они считали ее безликой).

Андрій Єрмаков з друзями

Супруги Ермаковы и Григорий Гринь. Фото: Ольга Нарбут.

Андрій Єрмаков вивчає вишивки

чоловіки вишивальники спілкуються

Общение мужчин-вышивальщиков. Андрей Ермаков в гостях у Григория Гриня. Фото: Инна Ермакова.

Андрей заинтересовался именно этнической вышивкой, давними традиционными техниками. Крестиком вышивать умеют почти все, а вот другие техники знают единицы. Ну, разве что те мастерицы, которые вышивают на продажу или на заказ, а чтобы просто так, для себя – таких мало.

Ермаковы в Луганске часто носили вышиванки – не только в День независимости, но и в другие праздники, на какие-то важные встречи, на концерты. К Андрею подходили люди, которые интересовались вышивкой, консультировались, расспрашивали, где и как можно купить вышиванки. А потом... А потом наступила весна 2014-го: "референдум", война, эвакуация...

Но это было потом. А когда Андрей решил освоить строгие техники вышивки, общался с мастерицами: преимущественно на разнообразных Интернет-форумах, а когда имел возможность – то и лично. Очень радовался возможности познакомиться с другими мужчинами-вышивальщиками.

Андрій Єрмаков в студії вишивки

Студия вышивки. Фото: Инна Ермакова

вишита скатертина Андрія Єрмакова

вишита сорочка Андрія Єрмакова

вишитий орнамент андрія Єрмакова

Работа Андрея Ермакова. Фото: Инна Ермакова

Жіноча сорочка, вишита Андрієм Єрмаковим

Інна Єрмакова у вишитій сорочки Анрія Єрмакова

Инна Ермакова в рубашках, вышитых Андреем. Фото: ФБ Андрея Ермакова

В Виннице Ермаков не только вышивал. Вместе с женой (Инна профессионально фотографирует и тоже интересуется всем украинским) и единомышленниками ездил в экспедиции, участвовал в организации выставок, в съемках фильма "Наследие нации". Придирчиво изучает образцы древней вышивки. Даже расшифровал один шов, описание которого ему не попадался нигде. Шов считался утерянным, а теперь его могут воспроизвести все желающие.

А студия не прекратила работу и после переезда Андрея в Киев. Мастер иногда приезжает давать уроки, а иногда вышивальщицы собираются на свои "годенки" сами. Андрей ведет свой блог "Жизни отшитые страницы", в котором выставляет мастер-классы – фотографии Инны с подробным описанием процесса вышивки. На его ФБ-странице есть немало схем традиционных украинских сорочек – Андрей предлагает их всем желающим и только радуется, если кто-то берется вышивать рубашку. Ему предлагали давать уроки за деньги, делать мастер-классы в Интернете платными, но он не хочет коммерциализировать свое умение. Просто делает все, что в его силах, чтобы древнее народное искусство распространялось среди людей, которые сохранят его, приумножат и передадут следующим поколениям.

анаонс виставки вишиванок вишивання

біла вишивка Андрія Єрмакова

Андрій Єрмаков вишвання процес роботи

Андрій Єрмаков вишиває

Андрей Ермаков вышивает. Фото: Инна Ермакова

Человек-оркестр Нико Лапунов

И в завершение – про человека-оркестр. Это даже два "оркестра" в одном человеке. Один "оркестр" – это его многогранность. Сейчас Нико Лапунов – главный режиссер Полтавского областного академического театра кукол. Перед тем работал в театрах Симферополя, а после оккупации Крыма переехал в Николаев, оттуда – в Киев, а затем в Полтаву. В театре кукол он умеет все. Немало его умений касаются и других типов театра. Нико, улыбаясь, говорит, что он разве что оркестром управлять не умеет. А еще он выращивает цветы.

Ніко Лапунов

Но это другие темы, а сегодня – о Лапунове-вышивальщике. В этом деле о нем тоже можно говорить, как о человеке-оркестре, извините за тавтологию. Вышивает он самыми разнообразными техниками и самые разнообразные изделия. Вышивал крестиком и гладью, бисером и блестками, изучал традиционные украинские техники и крымскотатарские орнаменты, вел курсы люневильской вышивки и даже вышивал... мультфильмы. И хотя о мультфильмах уже шла речь в одной из публикаций на Depo.ua, в нынешней беседе стоит напомнить о них еще раз.

Вышивать Нико научился еще в детстве – от бабушки. Сначала использовал свое умение для декорирования различных предметов, а затем вышил себе рубашку. В 2010 году Нико сбила машина, ему пришлось длительное время лечиться, и вышивка помогла ему не сойти с ума. Работая в театрах, вышивал аксессуары для спектаклей, одежду для сцены. Как-то вышил рубашку на заказ коллеге – тот знал, что тяжело болен, и хотел сделать внучке подарок на память. Решил, что подарком будет рубашка работы Нико Лапунова.

Было время, когда всякие вышитые мелочи были для Лапунова дополнительным источником заработка, а когда Нико переехал в Киев, то некоторое время именно вышивка была не дополнительным, а основным занятием и источником доходов. Он давал мастер-классы по люневильской, викторианской, норманнской вышивке, батику. Но было и немало другой проектов: Лапунов шил на заказ эффектную сценическую одежду, принимал участие в днях моды. Мечтал о создании школы, в которой преподавали бы все мировые техники вышивки.

рушник Ніко Лапунова

жіноче вбрання вишите Ніко Лапуновим

вишитий візерунок Ніко Лапунов

пальці вишивальника

частина вишивки

вишивана робота Ніко Лапунова

Ніко Лапунов

Вышито Лапуновым. Фото: ФБ Нико Лапунова.

Ніко Лапунов у студії

Нико Лапунов в созданной им студии вышивки. Фото: ФБ Нико Лапунова

роботи Ніко Лапунова

Оригінальні вишиті роботи Ніко Лапунова

Вышивки Нико Лапунова. Фото: ФБ Нико Лапунова

Возможно, эту мечту ему и удастся воплотить, а пока что театр снова позвал Нико к себе: Лапунов победил в конкурсе на вакансию директора театра кукол в Полтаве, и теперь работает там. Но вышивать не прекращает.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme