Мосты Винницы: Какой была эволюция переправ через реку "Бог"

В начале 20-го века чтобы перейти мост виннитчане платили деньги

Мосты Винницы: Какой была эволюция переп…

С тех пор как Винница "разрослась" на оба берега Южного Буга, вопрос переправы через реку встал довольно остро. Город постоянно строился, поэтому коммуникация левого и правого берегов стала абсолютной необходимостью. Сначала это были паромные переправы через мелководный Буг, затем – недолговечные деревянные мосты, которым на смену пришли уже современные железобетонные сооружения. И сегодня, когда из-за закрытия одного из троих городских мостов Винница остановилась в пробках, Depo.Винница предлагает окунуться в исторический экскурс об эволюции городских переправ.

Расположение винницких мостов сформировалось сотни лет назад и было обусловлено потребностью горожан в доступе в тот или иной район города. На первой детализированной схеме Винницы 1915-го года видно, что виннитчане, как и теперь, с Правого на Левый берег переправлялись в тех самых местах, где и сегодня находятся мосты – Центральный, Киевский и Старогородской.

Схема Винницы 1943-го года:

История винницких мостов начинается во второй половине 19-го века. Город рос и паромные переправы, которыми винничане пользовались до тех пор, перестали справляться с потоком людей. В Виннице встал вопрос строительства мостов.

Первый крупный мостовой переход через Южный Буг, по свидетельству исторических источников, появился в 1886-м году в районе электростанции и соединял улицу Почтовую (ныне Соборную) с современным Замостьем. Мост был деревянным и переход через него был платным. По установленным городской думой тарифам, пешеход должен был платить одну копейку, за домашнее животное платили три копейки, с экипажа – четыре копейки, с воза – пять.

В 1902-м году вместо деревянного моста построили два железных моста системы Швеллера (по 27 тыс. пудов каждый), которые заказали на Брянском Александровском рельсопрокатном механическом заводе. Их установили через обе протоки Буга, которые омывают остров Кемпа. В этот раз через мост пропускали уже бесплатно.

Вид на мост в направлении центра Винницы. На снимке: одна из частей моста, что проходил через остров Кемпа.

Мосты были уже достаточно прочными, чтобы выдерживать большой вес. В 1913-м году по ним последовал первый винницкий трамвай. Остатки бывшей трамвайной системы, кстати, и поныне можно увидеть на самом острове Кемпа.

Мост с острова Кемпа до улицы Соборной.

С началом оккупации Винницы в 1941-м году мосты были взорваны отступающими советскими войсками. Позже построили временный мост, через который, правда, тяжелый транспорт не пропускали. Следовательно, вплоть до 1949-го года в городе действовало две изолированные трамвайные системы.

В 1953-м году в Виннице приступили к строительству современного моста, который до сих пор соединяет Центр с Замостьем. Солидная железобетонная конструкция длиной 129 метров была гордостью винницких строителей. Мост был рассчитан на большие нагрузки и длительный срок эксплуатации.

Как и сейчас, полвека назад винничане также любили любоваться городскими пейзажами, что открывались с Центрального моста.

1 сентября 1984 года винничане, утром проезжая по Центральному мосту, были шокированы – Буг пропал! Из-за аварии на Сабаровской ГЭС вода начала быстро спускаться дальше по течению. По рассказам старожилов, реку тогда можно было перейти чуть ли не вброд.

Центральный мост над безводным Бугом.

На фотографиях советской Винницы часто можно встретить еще один мост, который долго был едва ли не единственным способом добраться до острова Кемпа. Понтонный мост просуществовал до 2009-го года, тогда его разобрали в связи со строительством набережной и фонтана "Рошен". Впоследствии городские власти пробовали взяться за строительство нового моста, однако ни один из предложенных проектов не подошел ни по содержанию, ни по цене.

Центральный мост в 1990-е.

Нынешний Старогородский мост расположен точно в том же месте, где еще в 19-м веке действовала паромная переправа, соединяющая Новый город со Старым. С левого берега паром отчаливал от крутого скалистого берега, где размещалась городская каменеломня, а также старейший из ныне действующих в Виннице храмов - православная Николаевская церковь.

В 1910-м году купец Немировский построил на том же месте достаточно выносливый деревянный мост, по которому можно было проехать на лошадях. Переправа через мост была платной.

В 1941-м году мост ждала такая же судьба, как и Центрального - его взорвали. Понтонный мост, по которому могли проехать грузовики, в тот же год сооружала уже оккупационная армия.

В первой половине 60-х началось строительство капитального железобетонного моста на Старый город. В то время его конструкция считалась уникальной, это был один из первых в СССР "наклонных" мостов.

Старогородский мост в 1960-е.

Дольше всех паромная переправа просуществовала на Кумбарах. Виннитчане "со стажем" вспомнят, что даже в средине 20-го века добраться до левого берега они могли исключительно ею. Расположена переправа была на месте, где сейчас хорошо известая жителям лестница к Бугу в сквере на улице Оводов.

На снимке, сделанном более ста лет назад, еще нет той лестницы, но видно саму переправу на Замостье. Там же возле крутого правого берега располагались городские купальни.

С построением железной дороги через Винницу, левый берег начал стремительно развиваться и потребность добраться к Замостью соответственно росла. На следующей открытке рядом с особняком врача Новинского уже видно хорошо узнаваемая виннитчанами гранитная лестница, построенная по проекту архитектора Артынова и которая служила спуском к парому. Состояла она из 118 ступеней, сверху открывался прекрасный вид на Буг и окрестности города. Здесь было одно из любимых мест прогулок жителей.

После построения Сабаровской ГЭС уровень воды в Южном Буге значительно поднялся и один пролет лестницы "спрятался" под водой.

Вид на "замостянский" берег Буга, который жители Винницы знают как полуостров Бригантина.

Со временем паромная переправа уже не могла удовлетворить транспортные потребности жителей, поэтому в 1930-х годах началось сооружение моста, который должен был соединить Пятничаны с Замостьем. Впрочем, деревянный мост прослужил недолго - с вторжением немецко-фашистских войск на территорию Винницы, отступающие советские войска взорвали конструкцию.

И снова актуальной стала паромная переправа. В 1941 году ей в подмогу оккупационные войска соорудили пешеходный понтонный мост. На фото видны также остатки взорванного моста, а еще - остров Спорт, о котором мы писали в обзоре Утраченная Винница.

После завершения Второй мировой войны, в восстановлении Винницы приоритетным снова стал вопрос строительства капитального моста на левый берег. Строительство началось во второй половине 1950-х годов.

Ракурс от парка Кумбары в сторону моста. На переднем плане стела, посвященная победе казачьих войск Ивана Богуна над польским войском, что стоит на том же месте и поныне.

В 1962-м году Пятничанский (или Киевский) мост, который впоследствии сыграл огромную роль в развитии Винницы сдали в эксплуатацию.

За все время существования моста капитальный ремонт ни разу не проводили, за что конструкции признали аварийными. С марта 2017-го года начали реконструкцию сооружения.

Вопрос мостов для Винницы всегда был актуальным и о необходимости строительства новых переходов в городе говорят давно. В генеральном плане Винницы предполагалось строительство еще двух мостов – от Свердловского массива на Старый город в районе улицы Скалецкого, а также из Замостья на Пятничаны, где сейчас в Южный Буг "упирается" улица Гонты. О последнем говорилось вполне всерьезно, в первой половине 2000-х даже подсчитывали примерную стоимость строительства моста. Тогда это было 400 миллионов гривен. Можно только догадываться, сколько строительство будет стоить сейчас...

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme