Как трамвайно-троллейбусный "секонд" заполонил украинские города

Украинские транспортные предприятия в подержанной технике из Европы видят единственную возможность хоть как-то заменить устаревший советский фонд

Как трамвайно-троллейбусный "секонд" зап…

За всю более чем столетнюю "трамвайную" историю, винницкое городское депо нечасто могло баловать себя новыми вагонами. Впервые это случилось аж через полвека с момента возникновения трамвайной системы в городе - в 1960-х, когда в Винницу прибыла довольно большая партия совершенно новых немецких вагонов "Гота" из Нюрнберга. Примерно 40 "поездов" были более емкими, нежели предыдущие деревянные киевские "коробочки", поскольку состояли из главного и прицепного вагонов.

В 1970-х годах на смену "немцам" начали поступать чешские трамваи Татра-Т4, специально приспособленные под узкую колею. На то время уже успела хорошо себя зарекомендовать аналогичная модель ширококолейного вагона Татра-Т1, Т2 и Т3, поэтому Винница закупила 45 вагонов. А в 1980-х годах пришла очередь КТ-4, двухсекционних вагонов с "гармошкой", также чешского производства. Они и составили основу трамвайного парка Винницы на следующие 20 лет.

Щедрые цюрихчане

В 2007-2009 годах, когда пришло время обновлять подвижной состав городского ТТУ, мэру Винницы того времени Владимиру Гройсману удалось договориться о получении более сотни швейцарских вагонов 1950-1960-х годов выпуска. Трамвайный "секонд" достался Виннице абсолютно бесплатно, ведь швейцарцы все равно собирались утилизировать устаревший транспорт. Впрочем вагоны, которые откатали свой возраст по улицам Цюриха, оказались заметно комфортнее и надежнее потрепанных винницких "чехов".

Результатом сотрудничества с Цюрихом винничане пользуются уже десять лет. Более того, швейцарские трамваи, которыми полностью заменили подвижной состав городского депо, полюбились жителям города и стали новым символом Винницы.

Поэтому не удивительно, что муниципалитет продолжил "трамвайную" дружбу со швейцарцами - в октябре 2017 года винницкий городской глава Сергей Моргунов отчитался об успешной поездке в Швейцарию – Цюрихская транспортная компания готова передать Виннице еще одну партию бэушных трамваев. Швейцарцы планируют в течение четырех лет полностью обновить подвижной состав и традиционно готовы отдать списанные вагоны Виннице.

В "Винницкой транспортной компании" давно смирились с тем, что покупать новые трамваи городу не по карману, поэтому швейцарский подарок оказался ощутимо своевременным и, как показали годы эксплуатации, надежным.

"Цена в размере 30 миллионов гривен, которую предлагают производители, для нас неподъемная. Определенной альтернативой является производство трамваев на базе старых вагонов, однако в целом швейцарская техника остается основным подвижным составом нашего трамвайного депо", - говорит директор КП "ВТК" Михаил Луценко.

Опыт других городов

Винница - не единственная в желании пересесть на подержанную технику из Европы. Сегодня большинство крупных и средних украинских городов также ездят на подержанном общественном транспорте: Харьков, Одесса, Николаев, Ровно, Тернополь, Львов, Житомир и даже Киев, у которого бюджет на обновление общественного транспорта - не чета другим. Перечень городов-владельцев "евросеконда" велик и пополняется каждый год.

География поставщиков подержанной техники не слишком разнообразна. Чаще всего, свое "ретро" в Украину отправляют соседние Польша, Словакия, а также Чехия и Германия. Троллейбусы к нам в основном везут из Пльзени, Брно, Люблина, Остравы, а трамваи - из Праги и Братиславы. Это объясняется, в первую очередь, адаптированностью местных "бэушных" трамваев – по украинским путям уже много десятилетий ездят именно чешские "Татры". Также свою использованную технику отправляет "донашивать" латвийская Рига, которая два года назад продала Одессе десять вагонов за девять миллионов гривен.

Бывает, в числе "евро-секонда" попадается и настоящая экзотика, как например в Черновцах, которые в 2013 году закупили у нидерландского города Арнем четыре подержанных троллейбуса "Den Oudsten", изготовленных на базе "Volvo" в начале 1990-х годов.

А некоторые "обновки" воспринимаются не иначе, как музейные экспонаты. В частности, в прошлом году Белая Церковь за сумму 750 тысяч гривен за штуку закупила в Будапеште редкие "Икарусы" на электротяге. В СССР такие официально не поставлялись, хотя его "безрогий" собрат "Икарус-280-гармошка" в не очень далеком прошлом являлся главным автобусом во многих украинских городах.

Закупка "секонд-хенда" из Европы в некоторых городах стала регулярным явлением. Начиная с 2010 года тернопольские чиновники ежегодно едут в Чехию за новой партией. За этот период город приобрел у местных партнеров 33 троллейбуса "Шкода". В то же время - не приобретен ни один новый.

Такой выбор в Тернополе объясняют надежностью европейской техники, пускай ей уже и более 20 лет.

"Они значительно лучше, чем общественный транспорт отечественного производства, который по качеству в разы хуже – уровень комфорта очень низкий. А эти уже "обкатаны", и их цена в разы меньше таких же новых", - цитирует руководителя КП "Тернопольэлектротранс" Андрея Мастюха издание "Сут".

Более показательна картина в Ровно, в котором за последние десять лет в Европе закупили более 50 использованных троллейбусов, и на сегодня они составляют большинство подвижного состава депо.

Не гнушаются покупать подержанную технику и значительно более богатые города-миллионники, такие как Харьков, Днипро или Киев. В них, обычно, за европейцами "подбирают" трамваи. Пассажиров много, а на покупку "Электронов" или "РЕЅА" за миллионы евро - не хватит средств. В частности, один только Харьков с 2010 года приобрел у Чехии, Словакии и Латвии более 130 вагонов.

Цена, безусловно, является главным критерием при выборе между старым и новым. В сентябре 2017 года главный Ивано-Франковский перевозчик КП "Электроавтотранс" заключил договор о поставке трех подержанных троллейбусов МАN за сумму 2,55 миллиона гривен. Они должны дополнить приобретенные ранее восемь аналогичных машин 1995 года выпуска у австрийского Зальцбурга.

За те деньги, которые заплатит Ивано-Франковск за три троллейбуса, можно купить разве что половинку нового. Например, новые троллейбусы, которые приобрел Чернигов в 2017 году, обошлись городу 4,6 миллиона за один.

"Секонд" - не лом

Низкая цена подержанной техники – это светлая сторона медали. Существует и темная - в марте этого года в Луцке шума наделал пожар в троллейбусе, который утром выезжал из депо. Горел польский троллейбус "Jelcz", который волыняне приобрели у своего города-побратима Люблина. В 2014 году за него заплатили чуть ли не стоимость лома - 110 тысяч гривен.

А резонанс вызвал не единичный случай: в прошлом году польские троллейбусы в Луцке горели несколько раз. 29 июля троллейбус загорелся непосредственно на маршруте, перевозя пассажиров. Кроме того, в СМИ сообщалось еще о трех случаях.

Местное електротранспортне предприятие, сообщая о последнем факте возгорания, словно намекало, что машины, которые закупили для города, могут являться опасными.

Правда, случаи в Луцке вряд ли можно назвать показательными, поскольку присутствует субъективный фактор - насколько бережно используют технику в том или ином депо. Собственно, европейцы, как показал опыт Винницы, иногда готовы передать машины и бесплатно, однако при условии бережного ухода за своим подарком.

Спрос на подержанные трамваи и троллейбусы в Украине остается стабильным. В целом в течение десяти лет в Украину из Европы, по данным сайта СТТС, завезли почти тысячу единиц техники, и городские советы останавливаться не собираются, усматривая пока в европейском "секонде" главную возможность хоть как-то обновить устаревший советский парк общественного транспорта.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme