Эксперт по информационной безопасности: Добавить друга в соцсети – все равно, что пустить незнакомца домой

Чего нельзя делать в сети, чем опасны фейки о маньяках, которые похищают детей, и почему тест "Какой ты сыр?" нужно обходить десятой дорогой

Эксперт по информационной безопасности:…

Война с Россией продолжается пятый год, но информационная война началась значительно раньше. О том, какие формы она приобретает, как уберечь свои персональные данные и нервную систему от вражеских агентов и обычных мошенников, Depo.Винница рассказала координатор проекта "Выжить в сети. Информационная безопасность во время гибридной войны" Лариса Полулях.

Как думаете, сколько десятилетий назад имело место начало информационной войны против Украины?

- Наверное, гибридная война против Украины началась еще задолго до развала Советского Союза. Вспомните советские фильмы: если боец говорит на украинском, это означает, что он - подлец и где-то должен стать предателем. Наших восточных соседей и так от слова "Бандера" всегда трясло, и поэтому мода создавать соответствующий образ украинца существовала давно.

Первая заметная информационная атака имела место в период Оранжевой революции. Каких тем больше всего касались манипуляции?

- "Ющенко – американский шпион" (это началось еще до Оранжевого Майдана), "Украина – Восток и Запад", был даже безумный ролик, в котором говорилось, что оранжевый цвет является неестественным и плохо влияет на психику. То есть были манипуляции, направленные на раскол Украины на восток и запад, на агентов Госдепа и хороших сторонников Кремля.

Развивалась ли такая активность после Ющенко?

- Был период затишья. А потом, когда уже начинался Майдан, я увидела на странице своего приятеля из Луганской области, абсолютно нормального и рассудительного человека, очень много перепостов российских пропагандистов вроде Дугина. Я начала смотреть у других украинских пользователей, своих и его друзей, и увидела, что эти перепосты появились и там. Когда начался Евромайдан, этот мой знакомый начал делать большие скрины про "наколотые апельсины" и тому подобное. Я предлагала ему купить билет, приехать в Киев и увидеть все собственными глазами, но мое предложение вызвало у него дикую ярость. Это был абсолютный блок: "Нет, вы там людей едите".

Что Вы увидели с началом войны?

- Современная война - достаточно гибридная, и влиять на людей можно не только оружием, но и формируя их мнение. Очень яркий пример – события 7 мая 2014 года, когда Винницу охватила паника в связи с захватом, который как будто должен был произойти. В тот день я написала много глупых постов о якобы захвате Винницы, много людей перепостили, и все мы думали, что эта паника – шутка. Но когда мы с коллегами из других городов Украины сверили карты, оказалось, что у многих из них розганялась аналогичная информация: в Харьков едет группа диверсантов на катамаранах, в Черновцах тоже что-то подобное. Пожалуй, это был пробный шар, чтобы выяснить, насколько мы поддаемся панике, проверка на истеричность.

Насколько Винница прошла эту проверку?

- Нормально. Никто никого не убил, никто не бросился скупать продукты. Винничане просто посмеялись над этим. Но иногда хочется каких-то мер безопасности, чтобы люди знали, чего нельзя делать в сети, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Ведь мы часто бываем легкомысленны, не осознавая опасности, которой подвергаемся.

Чего конкретно нельзя делать в сети?

- Например, есть тесты "Какой ты сыр" или "Какая ты принцесса". Сайт, который предлагает их, сразу предупреждает, что мы соглашаемся на скачивание своих персональных данных.

Но люди почему-то все равно нажимают и выясняют, какой они сыр или принцесса...

- Потому что эту опасность нельзя потрогать руками. Хотя это действие одного порядка с передачей кому-то ключей от собственной квартиры или пин-кода от своей карты. Потому что персональные данные – это номер телефона, который привязан к "Фейсбуку" и банковской карте или электронным ящикам, это контакты твоего окружения, это и твоя семья, если она есть в "Фейсбуке", например, дети или муж, который сейчас проходит военную службу. И получается, что, щелкнув раз, ты сдаешь всех. И когда говорят: "Я - не носитель государственной тайны" - да, но ты носитель своей банковской карточки, ты носитель паники или недостоверной информации, которую можешь распространить.

Так же мы поступаем, когда неосмотрительно набираем себе друзей в "Фейсбуке". Есть, например, страница экскурсовода Винницкого краеведческого музея, которую активно добавляли и винницкие журналисты, и винницкие активисты. Но если вы позвоните в краеведческий музей, вы узнаете, что там нет должности экскурсовода, уже не говоря о том, что эта дама там не работает. А добавить друга в соцсети – это все равно, что пригласить незнакомого человека к себе домой. А потом этот человек скажет, что твоего ребенка похитили или в воде завелся какой-то червь. И тебя охватывает паника.

Кто является наиболее уязвимым, когда речь идет об информационной опасности?

- Вспомните апрель-май, когда в сети распространилась информация о маньяке-педофиле. Мы отслеживали родительские группы в "Фейсбуке", постившие его фото, которое оказалось фотографией Захара Прилепина. Да, они говорили: "Предупрежден – значит вооружен". Но таким образом создается та самая паника, нервозность и истерия. Мы нашли страницу дамы, которая начала распространять этот фейк, она оказалась выпускницей одной из винницких школ. Но другие выпускники ее не знали, а ее "Фейсбук"-друзья не знали ее в реале. Но при этом были многотысячные перепосты.

Но дети и их опасность – это очень больная тема для всех родителей...

- Мы не говорим ребенку о заведомо безопасных вещах, что они несут угрозу. И это ответственность родителей и вообще любого взрослого человека – не создавать опасность там, где ее реально нет. Потому что когда появится реальная угроза, мы на нее можем не среагировать. Это как в сказке про мальчика, который постоянно кричал: "Волк!".

Можно ли сказать, что это и есть основная цель создания паники?

- Возможно. Это создание усталости для людей, которые постоянно живут в стрессе и потом уже не замечают, что несет реальную опасность. Они закручивают в этот омут и себя, и своих близких, а затем любая информация воспринимается как негативная и тревожная. Таких людей легче подбить на что-либо или, наоборот, вогнать в депрессию.

Что нужно сделать, чтобы люди, прежде чем паниковать, начали "включать мозги"?

- Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Так же, как мы сами должны заботиться о своих зубах, мы должны заботиться об информационной гигиене. И чтобы не подхватить этот информационный "триппер", нужно соблюдать правила поведения в сети: не добавлять в друзья незнакомцев, проверять информацию, прежде чем распространить ее, не давать геолокацию и прочее. Одна моя знакомая, действующая военнослужащая, убеждала, что это призрачная опасность. Но когда ей за две недели смогли сделать вывод, в какое время можно ограбить ее квартиру, в какой школе учится ее ребенок, она все поняла. Эта информация, которую мы сами о себе предоставляем, никуда не исчезает. Поэтому и в результатах тестов, о которых я говорила, все больше совпадений. Одна дама выставила результат: "У тебя родится кто-то". А она действительно беременна. Хотя начинались все эти тесты с маркетинга. Информация собиралась для того, чтобы предложить человеку, что ей нужно. Почему бы памперсы, которые создавались для космонавтов, не использовать для детишек? Почему бы метод, который доказал свою эффективность в маркетинге, не использовать, например, в политике, во время выборов для промывки мозгов?

Кстати, о выборах. К чему в информационном плане нам стоит быть готовыми?

- Посмотрите на опыт американских выборов. В очень многих источниках описано, как использовались соцсети в пользу того или иного кандидата, как использовали коммерческие предпочтения людей. Примерно то же самое будет у нас, только в расчете на наш менталитет. И будут использовать очень адресное воздействие. Когда у нас только объявили военное положение, моя сестра, которая живет в Израиле, прислала мне совершенно дурацкий русский текст, где фигурируют названия российских служб, о том, что за нами будут следить так, что просто ужас. Оказалось, это прислала ее подруга из Винницы, которая сейчас живет в Белгороде на России. Она работает в интернет-магазине, и это ей дали такой дополнительный заработок: передавать информацию своим друзьям и знакомым, которых они хорошо знают, чтобы предупредить и сделать хорошее дело. Правда, поленились этот текст, который был сгенерирован где-то в 2008 году, подправить для Украины. А люди не слишком думают. Ну и что, что там написано "федеральный"? Главное, что будут слушать твои телефоны.

Это единственная новация?

- Есть еще украинские девушки из Таиланда, которые недавно наводнили сети, IloveUkraine.В украинских веночках, правда, в павлово-посадских платках. Уже более 200 аккаунтов появилось. Люди зашли, посмотрели, какая красивая девочка, и щелкнули - пусть в друзьях будет. А не посмотрели, что до объявления военного положения у нее друзья были только в Таиланде или Тайване.

Такая неразборчивость в добавлении друзей онлайн – это от наивности и доверчивости?

- Это называется "пока гром не грянет". У нас пятый год идет война, а большинство еще не умеет оказывать первичную медицинскую помощь. В Израиле каждый ребенок знает, что нельзя подбирать игрушку, которая валяется на земле. У нас об этом не знают даже взрослые. Вспомните историю с резиновыми утятами, которые разбросали в Виннице и которые люди собирали, так как халява. Да, те игрушки не были опасными. Но, возможно, это был какой-то тест.

Откуда такое игнорирование потенциальной опасности?

- Мы - очень инфантильны, даже несмотря на войну. И это вопрос общегосударственной политики и собственной ответственности. Как бы государство не стучало тебе по голове и не напоминало, что у нас война, пока ты сам не убедишься, что тебя это касается, смысла в этом стучании не будет. Возможно, это надо перерасти и взять ответственность на себя. Да, у нас государство не идеальное, но обвиняя его, мы забываем, что этот информационный "триппер" мы подхватили сами и не лечимся.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme