Жизнь на двух колесах: Как не стать мертвым "хрустиком"

Хотя погода пока и "дурачится", велосипедистов на дорогах страны уже море. Поэтому самое время напомнить несколько простых, но важных правил, которые облегчат жизнь роверистам, и водителям вокруг

Олекса Шкатов
Заместитель главного редактора по работе с регионами - руководитель региональных редакций
Жизнь на двух колесах: Как не стать мерт…

У автовладельцев, которые с черным юмором называют велосипедистов и мотоциклистов "хрустиками", наберется огромный воз претензий к "двухколесным". И за дело. Поэтому Depo.ua уже в который раз предлагает разобраться, как создаются проблемы на пустом месте, и как этого не допустить.

Несмотря на то, что главными адресатами этого текста являются велосипедисты, прочитать его стоит и водителям, и пешеходам. Поскольку все они – участники дорожного движения.

Условно велолюбителей можно разделить на две мощные касты: те, кто катается по паркам и тротуарам, и те, кто едут из пункта А в пункт В по проезжей части. Начнем со вторых, хотя сказанное ниже на самом деле касается всех. Просто у велосипедистов-"дорожников" риски для жизни и здоровья на порядок выше. Ну что, смертнички, полетаем?

Велосипедист и дорога

Первое, что необходимо понимать, выбираясь на дорогу, – это то, что на ней велосипедист становится полноценным участником дорожного движения с несколько урезанными правами, но полным набором обязанностей. А получать права на управление великом в Украине не надо (хотя некоторым бы и не помешало) не потому, что велосипедисты – прекрасные ребята и девушки, которым все можно, а потому, что велосипед, в отличие от автомобиля или мотоцикла, не является источником повышенной опасности. В случае столкновения автомобиля и пешехода (именно он является главным в любой конфигурации) будет один покалеченный пешеход и один перепуганный водитель. В случае столкновения велосипеда и пешехода будет один помятый и испуганный пешеход и один покалеченный – не исключено, что пешеходом – велосипедист. В чью пользу будет счет в случае столкновения велосипедиста и автомобиля вообще не обсуждается.

Итак, плохая новость: Правила дорожного движения для велосипедиста – его все. Написаны они несколько кривовато, но их все равно надо знать и уважать. Начать можно с "профильного" шестого раздела, однако стоит проштудировать все: порядок переезда перекрестков, дорожные знаки, взаимодействие с соседями по дороге и тому подобное. Можем гарантировать: будет немало нового и неожиданного. В течение сезона пройденный материал надо регулярно повторять, отдельно рассматривая непонятные или конфликтные ситуации, которые у активных велосипедистов обязательно возникнут. Кроме того, не помешает сходить на мастер-классы по безопасности велодвижения и пообщаться с более опытными байкерами.

Скорости и тормоза – первое, с чем стоит разобраться велосипедисту-новичку. Это, казалось бы, очень просто, но нет: периодически приходится наблюдать, как очередной велоталант натужно выползает на перекресток, задерживая транспортный поток. А все потому, что гнал на высоких скоростях, но загорелся "красный", и обратно переключить манетки (они же шифтеры – это переключатели скоростей на руле) он забыл. И зря: грамотное использование передач делает старты стремительными, подъемы легче, а колени здоровее.

Относительно самого эффективного торможения в велосообществах ведутся дискуссии, поэтому не будем вдаваться в детали. Отметим лишь, что: а) передний тормоз эффективнее заднего и должен обязательно использоваться, но б) резкое торможение передом ведет кувырком из-за руля в направлении травмпункта; в) резкое торможение "резиной" – с остановкой колес – делает велосипед неуправляемым и несет юзом. Поэтому проще всего будет потратить 15 минут и научиться комбинированному торможению, когда передние колодки зажимаются сразу после задних или одновременно с ними. При этом колеса не "стопорятся", а мягко замедляются до остановки. Все остальное – позже.

Защита. Четких требований по защите в ПДД нет, но здесь уже, как говорится, каждый сам выбирает судьбу. Умные и осторожные без лишних колебаний надевают шлем. Ибо мир велосипедиста полон удивительно твердых вещей. Твердый асфальт. Твердые столбы. Твердые деревья. Даже другие велосипедисты – и те твердые. И всем им наплевать на чужую боль.

К условной защите отнесем и велоперчатки, благодаря которым руль не натирает и не скользит, а ладони при падении хоть как-то, но защищены.

Свет и одежда. В отличие от защиты, относительно света требования в ПДД есть: велосипед должен быть оборудован белым светоотражателем спереди, желто-горячими катафотами по бокам и красным сзади (у велосипеда обязательно должен быть исправный звуковой сигнал). В темное время суток и в условиях недостаточной видимости сзади должен светиться красный фонарь, а спереди – фара.

Однако это – бумажные предписания. В реальности требования несколько больше. Главная задача велосипедиста – быть заметным и предсказуемым, поэтому светоотражатели – это прекрасно, но недостаточно. Задний фонарь и переднюю фару желательно включать всегда, причем мигающим светом. Дело в том, что мигание привлекает внимание и повышает бдительность. Мигают светофоры перед сменой сигнала, мигают "поворотники" и "аварийки", мигают проблесковые маячки спецмашин. И у водителя под это "заточен" глаз, поэтому мерцание его мозг точно не пропустит. И этим стоит воспользоваться.

Повышает заметность на дороге и яркая одежда. Прекрасны в своем стремительном полете ночные велосипедисты в черном на стильных темных велосипедах без "блестяшек". В аду для них подготовлен отдельный котел с минеральным маслом.

Собственно, заметность и предсказуемость – лейтмотив всех последующих требований.

Сигнальные жесты. Здесь все просто. Левая рука горизонтально в сторону – поворот налево. Левая рука согнута в локте под прямым углом и направлена вверх – поворот направо. Рука вверх – остановка (да, ее тоже стоит показывать).

Для правой руки картина зеркальная, однако ней сигналят не так уж и часто, да и автомобили у велосипедиста обычно бывают именно с левой стороны.

Добавим, что левый поворот необходимо показывать, например, на развязках, когда надо показать, что продолжаешь движение прямо, а не уходиш направо.

Будьте культурными. Спасибо кивком головы за то, что вас пропустили или прикрыли бортом. Это мелочь, но она вселяет веру в людей... то есть в велосипедистов.

Кто и как видит дорогу. Водители и байкеры видят дорогу по-разному, и это важно. Управление автомобилем происходит в более комфортных условиях, влияние внешних факторов (дождь, ветер) минимально. Поле обзора через лобовое стекло хорошее, хорошо видна верхняя часть "кадра". При необходимости можно защититься от слепящего солнца.

У велосипедиста все иначе. В силу посадки его взгляд направлен прежде всего вперед и вниз, на дорогу перед велосипедом, потому то, что происходит сверху или по бокам он может не заметить (как следствие – встреча лбом с ветками или низко установленными временными знаками). В случае усталости или большой нагрузки поле зрения может сужаться до "туннельного". Бонусы – ветер (парусность у велонаездника повышенная, боковой ветер сбивает с траектории), солнце в глаза, дождь в лицо. Кроме того, дорога способна "гипнотизировать", что тоже не лучшим образом отражается на наблюдательности. Ситуацию сзади велосипедист вообще практически не контролирует: зеркала если и есть, то имеют ограниченное поле обзора, а звук приближающегося автомобиля, забивает свист ветра в ушах.

Итак, совет роверистам: вертите головой, помните о знаках вверху и не впадайте в транс. Подсказка водителям: он вас не видит. Сбросьте ногу с педали газа, а лучше положите на педаль тормоза. Объезжайте широкой дугой, на расстоянии не менее 1,5 метра. Ну его к черту. Совет пешеходам: не выскакивайте на дорогу, мол, объедет. Не объедет.

"Метр от бордюра" – любимая мантра недалеких водителей относительно места велосипедиста на дороге. Правда, сами водители там стараются не ездить. Потому что в реальном мире метр от бордюра – это люки, дождеприемники без решеток, ямы, грязь, лужи неизвестной глубины и множество других сюрпризов. Которые велосипедист собирает на собственную пятую точку и позвоночник. Плюс "герои парковки", имя которым – легион. Поэтому водителю стоит смириться с тем, что правая полоса принадлежит маленькому "хрустику" так же, как и ему, четырехколесном "амбалу". А велосипедисту – не наглеть и по возможности все-таки держаться ближе к правому краю дороги.

Правая, самая медленная на дороге полоса – лишь в ней есть место для велосипедиста. Выезжать с нее можно только для объезда препятствия. Все остальные – для автомобилистов. Даже если кто-то уверен, что он достаточно быстрый и бессмертный для второй (средней) или, тем более, крайней левой полосы. И с этим придется как-то жить.

Левый поворот. Разрешается только на дорогах с одной полосой движения в заданном направлении. Во всех остальных случаях – добро пожаловать на пешеходный переход. Трамвайные пути, если что, следует считать полосой.

Езда между рядами автомобилей, как и манера лезть во все щели – распространенная болезнь у мото- и велобайкеров. Только вот они забывают, что зрение автомобилиста "заточено" на отслеживание прежде всего себе подобных, крупных объектов, а не малых скоростных "свистунов", которые возникают из ниоткуда. Таких он часто просто не замечает – не успевает. Последствия на выбор: столкновение с открытыми дверьми, въезд в бочину автомобиля, который осуществляет перекрестный маневр, или же инстинктивное дерганье руля напуганным водителем (это для него, вообще-то, стресс), а далее – ДТП и сирены "скорых" где-то за спиной упоротого на всю голову "свистуна".

Обгон и опережение. Объезд движущегося или стоящего транспорта делаем, как все нормальные люди, с левого борта – именно с этой стороны водитель больше всего ждет неожиданности и, соответственно, больше ее контролирует. С этой же стороны у велосипедиста остается пространство для маневра – с противоположной, правой стороны, такого шанса не будет. Только прыгать на бордюр, что еще надо уметь.

Важный нюанс: маневр должен быть предсказуемым и ожидаемым. Непонятно взмахнуть рукой и выкарабкаться наперерез автомобилю сзади – подвиг, достойный премии Дарвина, но не более. Из тех же соображений не стоит прижиматься к бордюру после объезда припаркованного автомобиля, если неподалеку следующая: проще временно "отхватить" кусок проезжей части и быть проклятым, чем мотаться по дороге из стороны в сторону и быть сбитым.

Объезд общественного транспорта, который высаживает пассажиров, никогда не делается по бордюру, через толпу пассажиров и с воплем "Дорогу!". Вежливый байкер или объезжает автобус-троллейбус слева, или ждет, пока все бабушки выгрузятся-загрузятся. С трамваями та же история: водитель (а велосипедист – водитель) обязан остановиться и дождаться завершения посадки. И помните: один удар раздраженного пассажира примерно равен одному сбитому летчику.

Велосипедист – существо довольно тихоходное. Однако тормозной путь у него – ого-го! И это надо учитывать, выбирая дистанцию – расстояние должно быть достаточным, чтобы в случае чего объехать препятствие, а не оставить незабываемый след на чей-то корме.

И еще: избегайте слепых зон. Ехать надо так, чтобы водитель видел вас в зеркале заднего вида. Со всеми мигалками и тому подобными гирляндами.

Классно лететь с горки на раздолбанном "Орленке" или "Аисте" к пруду в деревне у дедушки. Плохо лежать в реанимации. Поэтому притормаживайте на спусках. Тем более, не гоняйте наперегонки с автомобилями. Один случайный камешек, ямка, заблудший ежик – автомобиль их не заметит. Велосипедист вспомнит неоднократно – когда придет в себя. Не превращайте себя на полуфабрикат.

Если рядом есть велодорожка, то велосипедист должен быть на ней, а не на дороге. Так гласит подпункт "б" пункта 6.6 Правил дорожного движения. А пункт 6.5 добавляет, что если велодорожка пересекает проезжую часть, то умный байкер пропускает автомобили. "Я здесь еду!" не катит.

Брусчатка – люб-б-бов-вь в-вэл-ло-с-си-пед-диста. И чем больше скорость, тем менее управляемая страсть.

Мокрая дорога. Будем кратки: мокрая дорога – зло. Мокрая брусчатка – зло в кубе.

"Есть только миг между прошлым и будущим..." – поется в одной известной песне. Так вот: у любителей езды без рук, то есть без контроля руля, этого момента больше нет. Они его... отъездили. Дальше надежда только на фарт. Любителей поболтать по телефону на дороге это также касается.

Наушники. Немало велосипедистов ездят под любимую музыку. И хотя их страсть понятна, дорогу, все же, лучше слушать.

Ну и вишенка на тортик: как и любой водитель, велосипедист обязан пропускать пешеходов на пешеходных тротуарах. И это, учитывая длинный тормозной путь и необходимость сбрасывать скорость, следует учитывать заранее.

Велосипедист и тротуар

Вообще-то ездить по тротуарам запрещено. Исключение – дети до 7 лет под присмотром родителей. Напомним, что на дороги можно выезжать после 14 лет, то есть в ПДД содержится неожиданный сюрприз, для велосипедистов в возрасте от 7 до 14 – остаются разве что дворы или загородные грунтовки.

Впрочем, надеяться на то, что все роверисты резко станут сознательными и самоустранятся из пешеходных зон, не приходится. Хотя бы потому, что велоинфраструктура в Украине находится на стадии зарождения, а ездить по обычным дорогам многим просто страшно, и это вполне оправдано. Поэтому несколько советов, как без драки поделить дорогу с пешеходами.

Самое главное – темп "покатушек" на тротуаре должен быть спокойным. Если же людей много, лучше сразу спешиться и не испытывать судьбу. Ибо непредсказуемость велосипедиста, помноженная на непредсказуемость пешехода (а они такие) – гремучая смесь. Причем в случае столкновения отгребать будет велосипедист. И по закону, и по справедливости.

Свет. Как и на дороге, на тротуаре велосипедист должен быть заметным. Желательно, издалека. И лучше всего это удается, напоминаем, благодаря мерцанию фонарей.

Сигнал. Наивно считать, что стоит один раз звякнуть колокольчиком, и пешеход мгновенно освободит путь. Все будет не так. Очень вероятно, что человек вообще ничего "не услышит" (кроме тех случаев, когда на велосипед установлен сигнал от фуры) – мозг отсеет звук, как уличный шум. Особенно если он говорит по телефону. А если и услышит, то... начнет метушиться, бросаясь из стороны в сторону и не понимая, откуда звук. Пешеходы вообще имеют странную способность отступать наперерез движению. Поэтому действовать надо иначе.

Вариант первый: если расстояние значительное, а людей немного, то не менее, чем за 3-5 метров до пешехода подаем 2-3 сигнала и сразу готовимся и к обгону, и к остановке – в зависимости от полученной реакции. Вариант второй: осторожно приблизиться и спокойным голосом попросить дороги или предупредить: "Позвольте, пожалуйста" или "Осторожно, слева". В таком случае человек слышит, откуда идет звук, и инстинктивно отступает в противоположную сторону.

Дети. Малых детей, чтобы они не делали, необходимо объезжать широкой дугой или сразу спешиваться. Они не прогнозируемы. А их родители – безжалостные и разозлены другими велошумахерам. Лучше с ними лишний раз не сталкиваться.

Собаки. Безродные моськи и палканы в промзонах и возле стройплощадок очень любят все, что на колесах. Особенно на двоих. Увидев велосипедиста, они всей сворой радостно бегут навстречу, громко спрашивая: "Есть чо? А если найду?". И пытаются познакомиться поближе.

Убежать от них можно, если они далеко и их немного – дальше "своей" территории гнать чужака они не будут. В противном случае свора вспоминает, что когда-то была волками, и начинает инстинктивно преследовать жертву. Догнать, подрать икры, а то и завалить (худший вариант) собаки очень даже могут, поэтому затормозить и спешиться может быть куда лучшим решением. Людей на двух ногах псы остерегаются. Но могут попробовать окружить, чего позволять нельзя. В этом случае пригодится палка или камни, с которыми дворовые шавки хорошо знакомы. Даже простая имитация поднятия с земли и бросания камня может отогнать собаку на безопасное расстояние.

Также могут пригодиться ультразвуковой отпугиватель (но многие из них эффективны на расстоянии не более 3-5 метров) или резкий звук (не говоря уже о разряде в сторону) электрошокера.

А вот если собаки сторожевые и обучены, дела плохи. Они не боятся отпугивателей, любая агрессия может спровоцировать атаку, поэтому останется лишь выставить перед собой велосипед, крутиться на месте, не давая подобраться со спины, и громко кричать в надежде на помощь охранников.

Пешеходные переходы. И последнее, но от этого не менее важное: улицы переезжать нельзя. Улицы можно переходить, держа велосипед рядом. Точка. Почему – хорошо видно на следующем видео.

Можно долго спорить, мол, "ехал бы быстрее/медленнее – не попал бы", "слепой водитель" и так далее. Но правда одна: ездок хуже контролирует ситуацию на дороге, является неожиданностью для водителя и лишен выбора маневра, ведь не может ни стремительно ускориться, ни быстро затормозить. Не говоря уже о риске наезда на пешехода. При этом падать велосипедист будет на скорости и сразу с высоты велосипеда. Замечательный объект для травматологии!

Другое дело – если велосипед рядом, а не под ездоком. Тогда у велосипедиста есть возможность среагировать и отскочить. Кроме того, если избежать столкновения не удастся, есть шанс, что велосипед просто вырвется из рук, и его хозяин отделается только царапинами.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme