Гроза "оленей": Как в Виннице работает отдел парковки

Сейчас штраф за различные виды нарушений правил парковки составляет от 510 до 680 гривен

Сергей Маламура
Журналист региональной редакции Depo.Винница
Гроза "оленей": Как в Виннице работает о…

Муниципальные инспекторы по парковке в Виннице начали штрафовать нарушителей в мае прошлого года. За это время водителям выписано около 32 тысяч сообщений о нарушениях на общую сумму почти 13 млн гривен. В бюджет общины уже поступило примерно 8 млн гривен штрафов. И это при том, что штат отдела парковки горсовета, мягко говоря, небольшой как для такого города. Да и суммы штрафов не впечатляют — сейчас это от 510 до 680 гривен в зависимости от нарушения.

О работе инспекторов, угрозах в их адрес, реакции на штрафы известных в городе людей и чиновников и о том, почему бывают случаи, когда штраф приходится платить дважды, в интервью Depo.Винница рассказал заместитель начальника отдела парковки Винницкого горсовета Артур Андрущенко.

- Удалось ли за время активной работы инспекторов по парковке в Виннице увеличить штат отдела?

- К сожалению, у нас так и остается шесть инспекторов по парковке. Объявляли конкурс на должности, но те, кто приходил, не сдали экзаменов, поэтому не могут быть допущены к работе. Экзамены общие для всех, кто хочет работать в структурах городского совета, плюс есть профильные вопросы для инспекторов по парковке. В основном претенденты правильно отвечают на профильные вопросы, касающиеся правил дорожного движения, а на общие, которые, как думали, будут легче, к сожалению, не могли дать правильных ответов. Кстати, после того как инспекторов по парковке принимают на работу, каждый из них проходит обучение в автошколе и получает сертификат именно как "инспектор по парковке". Эту программу разработали в Виннице, теперь к нам приезжают из других городов для того, чтобы сдать этот экзамен.

Угрозы, проклятия и "предупреждения"

- Шесть инспекторов — это очень мало для Винницы?

- Мало. У нас работают четыре парня и две девушки, девушки ходят по двое, потому что, к сожалению, попадаются нашим инспекторам люди, которых трудно назвать адекватными, которые угрожают, обзывают. Все это на видеоматериалах с бодикамер, но мы не можем эти видео публично выставлять, чтобы Винница знала своих "героев" в лицо. Когда инспектор подходит и видит, что водитель сидит в автомобиле, он сначала делает ему замечание, не выписывает штраф. Если водитель соглашается забрать авто, то никаких проблем нет. А иногда инспектор начинает говорить водителю, что тот стоит с нарушением, и сразу, еще даже штраф инспектор не выписывает, в его сторону идут агрессия, угрозы, проклятия. Бывало даже, что у инспектора забирали нагрудную камеру. Мы штрафуем людей разного статуса. Нам угрожали, что "ходить будет трудно", говорили, что знают, где инспектор живет, чтобы домой шел осторожно. Но хорошо, что никакого практического воплощения этих угроз не было, пожалуй, люди понимают, что за это уже предусмотрена уголовная ответственность. Если инспектору во время исполнения обязанностей кто-то создает препятствия, он может вызвать полицию.

- То есть вакансии у вас сейчас есть?

- Да, у нас есть вакансии, но немного: можем взять еще двух инспекторов по парковке, вскоре должен быть объявлен новый конкурс.

- Есть ли особые требования к претендентам (кроме того, чтобы хорошо знать правила дорожного движения)?

- Обязательное условие для любого работника структурных подразделений Винницкого городского совета — высшее образование. Ну и очень важно желание работать.

Когда платить приходится "не свои" штрафы

- Приходилось ли выписывать штрафы разным мажорам, известным в Виннице людям, политикам, чиновникам, полицейским?

- Конечно, выписывали. В связи с защитой персональных данных я не могу называть фамилии, но, поверьте, выписывали штрафы очень важным в Виннице людям, очень известным в разных сферах — и на телевидении, и в политике, и в других направлениях. Но, что интересно, эти люди пытаются оплатить штраф как можно быстрее, чтобы было меньше огласки, чтобы меньше знали. Бывает, что потом звонят другие люди и говорят: "Я был за рулем такого-то автомобиля". Мы же знаем, чье это авто, но теоретически управлять им мог кто-то другой, и он может оплатить штраф. Иногда после того, как выписывается уведомление, устанавливается владелец транспортного средства, за этот период может прийти другой человек, сказать, что он управлял, соглашается с нарушением и просит, чтобы постановление было выписано на него.

- Часто бывает так, что из-за продажи машин по доверенности штрафы приходится платить людям, которые уже давно не являются фактическими владельцами автомобиля?

- Да, это проблема, но проблема не работников отдела парковки, а тех людей, которые это сделали, потому что, по закону, в базе МВД владельцами автомобиля считаются они и именно они несут всю ответственность за это авто и связанные с ним нарушения. Например, если водитель, который приобрел автомобиль по доверенности, то есть не является его владельцем, попадет в ДТП и убежит с места аварии, полиция по номеру автомобиля найдет владельца и в первую очередь приедет к нему. Тогда уже владельцу придется доказывать, что не он был за рулем. Так же и со штрафами за парковку. Бывает, что владельцам приходится платить за других людей. Понимаю, что с человеческой точки зрения это немного неправильно, но мы не можем с этим ничего поделать.

"Наказывать соседей" инспекторы не могут

- Инспекторов по парковке преимущественно видно в центре города. Наведываются ли они и на окраины Винницы?

- Работаем и на окраинах, хотя и реже. Так, недавно зафиксировали нарушение на Тяжилове. Туда инспекторов вызвала жительница, по мнению которой автомобили стояли с нарушением. Инспектор приехал, поговорил с этой женщиной, объяснил ей, что автомобили стоят без нарушений, за которые можно вынести сообщение. Нашел инспектор там только один автомобиль, который был припаркован с нарушением, поэтому женщина немного разочаровалась, потому что, как выяснилось, очень хотела, чтобы ее соседа наказали. Наши инспекторы также регулярно посещают Замостье, Пирогово, Академический, Вишенку. Конечно, мы не можем ежедневно ходить по этим микрорайонам, но стараемся максимально охватить всю территорию Винницы. Например, если прорабатываем район Центрального рынка, то там одновременно работают три инспектора, так как там паркуются все работники рынка, очень часто именно там агрессивно себя ведут.

- Таким обращениями жители сильно достают?

- Ну, мы должны реагировать на все проблемы жителей Винницы, связанные с парковкой. К сожалению, мы не можем на каждое обращение отправить инспектора. Их нет столько, сколько иногда поступает обращений. Бывает, что даже полиция направляет людей в отдел парковки, потому что они там ничего сделать не могут. Но мы не всегда можем штрафовать. Например, очень часто нас вызывают на придомовые территории, чтобы мы там навели порядок. Но там мы не имеем компетенции работать. Там может работать полиция.

Когда в Виннице появятся муниципальные платные парковки

- Уже давно в Виннице говорят о возможном открытии муниципальных платных парковок. На какой стадии сейчас этот вопрос?

- Отдел парковки не может непосредственно создавать паркоместа, мы можем только предоставлять предложения на координационный совет. Например, есть определенный участок улицы, где вообще нет парковок. И мы во время работы инспекторов видим, что там есть возможность создать паркоместа и это не будет затруднять движение основного транспорта. Тогда мы вносим предложение, его рассматривает координационный совет и решает этот вопрос. Кроме того, по Виннице было много знаков, которые запрещали остановку, но висели они в тех местах, где в этом не было необходимости. Тогда мы предлагали их снять, и координационный совет с этим соглашался.

- Какие конкретные сроки создания платных муниципальных парковок рассматриваются?

- О сроках речь пока не идет. Есть с этим определенные проблемы. По моему личному мнению, платными парковками должна заниматься отдельная структура. Если отдать это отделу парковки, нужно будет значительно увеличивать штат. Чтобы создать платные парковки, следует провести инвентаризацию всех паркомест, которые есть в Виннице, каждому месту присвоить номер. Нужно продумать, как будет проходить оплата услуг. Сейчас есть много разных способов оплаты: и паркоматы, и борды с QR-кодами, с помощью которых можно зайти на сайт и оплатить. Очень удобным было бы создание определенного приложения. Если в Виннице будут создавать платные парковки, я буду предлагать именно вариант приложения. Человек, установив его на смартфон, получит возможность оплатить сразу любое количество часов парковки в любой точке города. Я считаю, что это будет очень удобно.

Где в Виннице любимое место остановки "оленей"

- Муниципальный эвакуатор, которого так долго ждали в городе, вашему отделу подчиняется?

- Нет, он принадлежит городскому комунальному предприятию "АБС", отдел парковки только заключил договор о том, что они будут оказывать нам услуги по эвакуации. Такой же договор подписали с полицией о том, что автомобили, которые эвакуируют, будут храниться на штрафплощадке.

- Каковы итоги работы эвакуатора в цифрах?

- Завезли его в прошлом году, затем долго обустраивали, так как там большой манипулятор, который может поднимать не только автомобили, но и киоски, МАФы. Полноценно эвакуатор начал работать в марте этого года. С тех пор инспекторы по парковке написали 33 акта на эвакуацию авто, 12 автомобилей были эвакуированы. Все не эвакуировали из-за того, что пока эвакуатор приезжает, приходит водитель, а он имеет право до тех пор, как авто загружено на эвакуатор, его забрать. Был вопиющий случай, когда водитель уже тогда, когда автомобиль начали поднимать, открыл дверь и быстро посадил туда своего ребенка. Сказал: "Вы эвакуируете машину с моим ребенком". То есть эвакуация автомобиля для него была важнее безопасности ребенка, представляете?

- При эвакуации также бывают конфликты и угрозы?

- Я бы не сказал, что очень много. Мы не эвакуируем все автомобили, которые можно эвакуировать, а только в вопиющих случаях нарушений — это остановка возле пешеходных переходов, у выездов с прилегающих территорий, где осложняется обзорность. Больше всего любят нарушать правила парковки на улице Грушевского — возле выезда из торгового центра. Там очень часто фуры не могут выехать. Мы уже думали там поставить борд и написать, что это "самое удачное место для эвакуации". В других городах делают разметки вроде "любимое место остановки оленей" или "любителей штрафов". В Виннице еще такое не практикуют, но бывает, что активисты за свой счет в некоторых местах делают похожие надписи на асфальте.

- Курьезные случаи во время эвакуации бывают?

- Был случай, когда возле областной прокуратуры эвакуировали машину, то выбегали все работники и смотрели, чей это автомобиль, снимали на телефоны, потому что им было интересно. Там уже не раз эвакуировали автомобили. Как-то в другом месте инспектор ждал вызванного эвакуатора, рядом ребята стояли, долго курили, смотрели и смеялись, что чью-то машину сейчас заберут. А когда эвакуатор подъехал, один из них понял, что приехали за его машиной. Тогда он забрал машину, но получил штраф за парковку.

Как не платить дважды

- Как водителям проще платить штраф?

- Я рекомендую платить через ресурсы, предложенные на сайте городского совета. Тогда вы избежите любых ошибок. Основная ошибка — люди просто отдают квитанцию кассиру, кассир проводит платежную операцию, но водители не проверяют, на какой счет. Часто случается, что кассиры переправляют средства непосредственно на счет Национальной полиции. Но мы не можем потом, как нас люди просят, забрать у полиции эти деньги. Это все равно, что заплатили за газ, а нужно было платить за интернет... Тогда у водителя могут быть проблемы, потому что человек считает, что он уплатил свой штраф, а по факту оплаты штрафа не произошло. И через месяц этот штраф отправляют в ГИС для принудительного взыскания в двойном размере. Можно самостоятельно пойти в тот орган, куда перечислены деньги, и писать заявление на возврат средств. Есть еще моменты, когда люди при оплате через банки не указывают номер сообщения. Тогда такие водители находятся в базе неизвестных оплат. Через месяц их также вносят в базу ГИС, им блокируют счета, тогда человек звонит нам и говорит, что заплатил штраф. Мы поднимаем архивы, имеем свою базу неизвестных оплат и по фамилии, по дате оплаты ищем. Если действительно есть оплата, проблем нет — пишем в ГИС, что она найдена, и просим остановить исполнительное производство. Но ситуация все-таки неприятная, когда вам заблокировали карточку, потому что вы неправильно заплатили штраф.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme