Репрессии, оккупация и переезды: Как краеведческий музей Винницкой области пронес свои фонды сквозь историю

Хотя свое официальное столетие Винницкий областной краеведческий музей отметил в прошлом году, на 2019 тоже приходится не менее важная юбилейная дата

Репрессии, оккупация и переезды: Как кра…

О зарождении и развитии музейного дела на Виннитчине и людях, которые стояли у истоков областного краеведческого музея, корреспондент Depo.Винница узнавала у директора музея Екатерины Высоцкой.

По ее словам, первые музеи в Украине начали создаваться в XIX веке, на Подолье – в начале ХХ. А Винницкий областной краеведческий музей начал свою работу с создания коллекции Общества "Сторонников сохранения культурно-исторических памятников Подолья", которое образовалось в 1916 году. Среди его учредителей были земский музейщик из Каменца Александрович, историк Белинский, иерей и краевед Шипович, судебный следователь Грепачевский, судья Ващенко. По состоянию на весну 1918 года стоимость фондов "Подольского областного художественно-промышленного и научного музея" (таким было его первое название) по самым скромным подсчетам достигала 100 тысяч рублей.

Первым местом прописки музея стали Муры, где в мае 1917 года Обществу, по решению городской управы Виннице, выделили комнату. Но она не была приспособлена для размещения коллекции, поэтому члены Общества обратились к органам власти с просьбой предоставить другое помещение. И 14 мая 1918 года Винницкая городская дума приняла решение передать под экспозицию часть здания. Эта дата и стала официальным днем рождения музея.

Зато 5 мая 1919 года стало днем открытия для посетителей выставки частных коллекций под названием "Народный музей", которую организовали члены Общества - учитель рисования Винницкого реального училища Коренев и юрист Брилинг. Разместили выставку в квартире Коренева в доме врача К. Вилинского, современный адрес которого – Грушевского, 30. Выставка была организована, чтобы спасти коллекцию от большевистской национализации.

В сентябре того же года, при содействии правительства Директории УНР, Министерством образования была создана комиссия под председательством профессора Пеленского, которая составила план расположения музейной экспозиции, сформулировала требования к первоочередному ремонту, а также рекомендовала объединить в одной коллекции учреждении Общества и "Народного музея". Это было сделано после непродолжительного пребывания польско-украинских войск в Виннице в мае-июне 1920 года, когда коллекция Общества была в значительной степени разграблена, а из собрания "Народного музея" бывшие владельцы — польские помещики — вывезли ценные экспонаты.

В августе 1921 года музей переехал в усадьбу по ул. 19 февраля, которая ныне носит имя архитектора Артынова (сейчас в этом здании находится детская музыкальная школа №1). Тогда же он получил новое название: "Винницкий историко-бытовой музей". 1 декабря того же года для посетителей открыли новую экспозицию, которая состояла из этнографически-экономического и историко-археологического отделов, а также отдела искусства.

В начале 1923 фонды музея состояли из 884 предметов, среди которых 208 насчитывала картинная галерея, 366 — историко-археологический и нумизматический отделы.

В ноябре 1925 года при музее создали экскурсионное бюро, которое организовывало экскурсии для красноармейцев, рабочих, студентов, школьников, жителей окрестных сел. До наших дней дошли статистические данные о количестве посетителей музея: в период с 1923 по 1927 год, оно выросло с 3 697 до 19 998. Параллельно происходило расширение коллекции: по итогам 1926-27 годов она насчитывала 10 372 экспоната.

Лето 1929 года ознаменовалось возвращением музея к Стенам, где он занял одно из зданий по ул. Володарского, 6 (ныне Монастырской). На тот момент площадь музея составляла 560 м2, он состоял из 10 экспозиционных залов и пять отделов: агропромышленного, художественного, исторического, этнографического и отдела революции.

А 1 октября 1930 года Винницкий музей стал краевым — отныне он охватывал Винницкий, Могилевский и Каменецкий округа. При этом немало материалов из Каменца, кроме связанных с местными памятниками культуры, было передано в Винницу. Но тот же год стал последним, когда музейная коллекция активно пополнялась предметами народного творчества. По мнению руководства губернского Политпросвета, музею не стоило заниматься этнографией, искусством и антиквариатом, всесто этого его сотрудники должны были сосредоточить все внимание на политической пропаганде.

При таких условиях уже даже не шла речь об издательской деятельности, научно-исследовательской работе, пополнении коллекции народного творчества, на которые вообще не выделялись средства. Вследствие такого сокращения финансирования, не увидели свет издания "Историко-бытовой музей", фотоальбом "Старая и новая Винница", внесенные в план работы альбомы подольских писанок, вышиванок, ковров, видов крестьянских домов, монография о художнике Яне Заседателе.

Но это было лишь началом идеологического давления. В 1936 году, проверив музейные фонды, очередная комиссия обнаружила там "листовки, воззвания контрреволюционного содержания Петлюры, Директории УНР", "фотографии банд и бандитов", "контрреволюционные плакать", установила, что из библиотеки музея "выдавали контрреволюционную литературу для пользования сотрудниками" и прочее. Инспекторы фиксировали в отчетах, что в музее есть "сомнительные", "подозрительные" лица, что экспонаты "аполитичны", а сама экспозиция "не соответствует целям социалистического строительства".

"При том, что в штате музея было всего 10-12 человек, в 1930-х годах были репрессированы шестеро его директоров и 17 сотрудников. Некоторых приговорили к расстрелу, кто-то погиб в ссылке. Думаю, наш музей – иллюстрация того, что происходило в стране", – говорит Екатерина Высоцкая.

Стремительное начало фашистской оккупации в июле 1941 года не дало возможности эвакуировать музей. Оккупационная администрация объявила о взятии музея под свою охрану и позволила его открытие, хотя в тех условиях речь шла лишь о сохранении коллекции, но не о ее пополнении или исследовании.

В мае 1942 года музей открыли для посетителей, но ими могли быть только оккупанты: немцы, венгры, румыны. При этом посещение музея входило в культурно-развлекательной программу всех официальных лиц, которые приезжали в Винницу.

В сентябре 1942 года штадткомиссар Маргенфельд взял "для временного пользования" музейные предметы, стоимость которых достигала 38 тыс. рублей. А весной 1943 года нацистское командование начало эвакуацию коллекции музея на запад.

"Очень много предметов экспозиции было вывезено в Германию. Часть из них, археологическая, вернулась, но большинство на сегодня является утраченным навсегда и неизвестно, где находятся эти предметы", – рассказывает Екатерина Высоцкая. По ее словам, были потеряны, в частности, работы известных художников, этнографическая коллекция, ковры, вышиванки.

В целом, согласно официальному акту 1944 года, потери фонда музея составили около 6 тыс. экспонатов. По состоянию на 1 января 1945 года музейная коллекция состояла из 8 тыс. предметов.

Сразу после освобождения города дирекция музея получила приказ подготовить новую экспозицию и создать отдел Великой Отечественной войны. И уже в сентябре музей открылся для посетителей.

"В начале 1960-х годов помещение было в очень плохом состоянии: прогнивший пол, не отапливались все экспозиционные залы, не все печки были пригодны для использования. Поэтому в 1964 году было принято решение закрыть музей на реэкспозицию, но это была не просто реэкспозиция, а достройка", – рассказывает Екатерина Высоцкая.

В результате здание музея дополнилось тремя этажами, а общая экспозиционная площадь превысила 2000 кв. м. Тогда же был обустроен и вход в музей со стороны улицы Ленина (ныне Соборной).

После реэкспозиции музей открыли в 1970 году. После этого еще перестраивались отдельные залы, а в экспозицию вносили частичные изменения, но они не были кардинальными. Поэтому сегодня основная доля экспозиции остается в том же объеме и тех же стенах, что и в 1970 году.

"Но сейчас нам тоже очень тесно. Коллекция насчитывает 116 тысяч музейных предметов, в экспозиции – около 6 тыс.. Еще часть экспонируется на выставках", – отмечает Екатерина Высоцкая. По ее словам, такое соотношение между общими объемами коллекции и доступной посетителям частью соответствует всеукраинской тенденции: 6-12% в постоянной экспозиции, остальные – в хранилищах.

Черно-белые фотографии предоставлены Винницким областным краеведческим музеем

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme