Беречь свое: Как винничанка празднует языческую Пасху

Христиан гораздо больше, чем сторонников языческих традиций, но интерес к древним верованиям и обычаям украинцев в последнее время значительно возрастает

Валентина Пустива
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Винница
Беречь свое: Как винничанка празднует яз…
Фото: Елена Никифорова

Винничанка Елена Никифорова праздновать Пасху не в апреле или мае, а сегодня, 20 марта. Семья Елены и некоторые ее друзья придерживаются древних языческих традиций украинского народа, и поэтому отмечают Пасху на весеннее равноденствие.

Пасха — один из самых народных дохристианских праздников, название которого "перекочевало" на христианский праздник Воскресения Христова, поскольку языческие и христианские традиции крепко переплелись за многие века. Христиан гораздо больше, чем сторонников языческих традиций, но интерес к древним верованиям и обычаям украинцев в последнее время значительно возрастает.

"Я с опаской отношусь к космополитическим вещая, потому что считаю, что в основе верований должно быть наше, родное. Надо беречь свое: своих родных, свои обычаи, свои традиции, свой язык, свою страну. Именно это является фактором, который помогает выжить во Вселенной, а не то, что стирает границы и превращает яркие отдельности в безликий серый конгломерат. Так было из поколения в поколение", — аргументирует Елена Никифорова.

Елена считает, что можно долго теоретизировать по этому поводу, что и делают немало исследователей, но все гениальное — просто: "В природе все живет по солнцу, так почему не отмечать праздники, которые привязаны именно к солнцу? Его, солнце, чувствуют все: начиная с листочка и заканчивая планетой".

Семья Елены Никифоровой и несколько семей её единомышленников празднуют в году четыре, связанные с солнцем даты.

"О зимнем и летнем солнцестоянии, весеннем и осеннем равноденствии даже младшие школьники знают, но празднует мало кто. Коляда — праздник в честь рождения солнца, отмечается в зимнее равноденствие. Символизирует начало, зарождение всего нового: жизнь, идеи, дела, — рассказывает винничанка. — Весеннее солнцестояние, Пасха — это праздник развития и роста всего живого. Время, когда нужно думать, как будет продвигаться, будет развиваться все то, что было задумано или начато на Коляду. Все земледельческие культы начинаются с весны. Семена ложатся в землю весной. Поэтому в настоящее время мы чтим богов и получаем благословение на наши дела. Итог первых двух этапов, их плод — летнее солнцестояние, когда мы празднуем Купала. На осеннее равноденствие приходится праздник урожая — это итог большого труда".

Как Елена готовится к Пасхе?

"К празднику печем пасхальные хлеба (бабы) из сдобного теста. Такие, как мы знаем под названием "пасха", только украшаются они не белой глазурью, как делает большинство хозяек на Пасху, а фигурками из теста — примерно так, как украшают караваи. Календарь у нас христианский, а обрядность сохранилась языческая, хотя ее всячески пытаются подтасовать под христианство", — продолжает Елена Никифорова.

Баба і писанки на язичницький Великдень

Обрядовий хліб
Елена печет обрядовые хлеба и на другие языческие праздники. Народоведы называют такую выпечку по-разному, ведь в разных частях Украины бытовали разные названия. Для Никифоровой они просто "хлеба": "Не знаю, как называются другие хлеба. Пасхальный называю бабой, есть еще калач или колач, от слова "коло" - это тот, что что по кругу заплетается. Называют его так из-за способа формирования теста. Каравай или обрядовый хлеб — думаю, не будет ошибкой так назвать. Принципиальной разницы нет, какой на какой праздник печется. А способ формирования зависит от моего вдохновения и времени, которое я могу потратить на выпечку в конкретный день".

Калач, спечений Оленою Нікіфоровою

На Пасху Елена пишет и писанки, подчеркивая, что этот обряд тоже имеет дохристианские корни: "Есть немало легенд, которыми пытаются привязать писанки ко Христу, но это легенды. На праздник равноденствия или Пасху давно пишутся писанки. Не крашанки, не дряпанки, не "выдутки", а именно писанки, в основе которых должно быть "домашнее", то есть оплодотворенное яйцо — из хозяйства, где есть не только куры, но и петух. Инкубаторные яйца не годятся. Писанка — это письмо к богу. На ней не рисуется, что угодно. Растопленным воском на яйцо наносятся не просто рисунки, а знаки — в зависимости от того, что надо прославить или попросить. Знаки — это отдельная тема. Пасхальные цвета — это цвета солнца: красный, желтый, оранжевый. Пишут воском, поочередно погружая яйцо в краситель. Красители раньше тоже были только натуральные. Они и сейчас доступны, но все не так просто. Например, далеко не все можно найти в городе, да еще и не позаботившись об этом заранее. Например, где взять бузину для синей краски, если не запастись ею заранее? Но есть немало красителей, которые можно изготовить из трав, а травы для этого купить в аптеке или на рынке. Ромашка, например, годится, крапива. Можно экспериментировать. Но можно конечно и анилиновыми красителями расписать яйцо. Лучше сохранить суть, чем форму. Словом, если вам это нужно, то лучше написать писанку анилиновыми красителями, чем не написать вообще".

Писанки, які розписували Олена Нікіфорова та її сестра

Великодні писанки Східного Поділля

По старинке, пишут писанки только девушки и женщины.

"Мужчина косвенно причастен к материлизации жизни. Это больше дело женщины, поэтому это "живое" послание к богу пишет женщина или девушка. Когда-то же было четкое распределение мужских и женских ролей, и не только по физическим нагрузкам. Например, женщины никогда не сеяли. Это было дело мужчины", — уточняет Елена.

Олена Нікіфорова за виготовленням писанки

Празднуется Пасха как семейный праздник

"Готовятся те же самые "километры" колбас, мясо печется — словом, готовится все то, что на Пасху несут в церковь христиане. Обряд тот же, потому что христиане его "списали" у язычников. Молятся иному богу, а обряд — языческий. Будоражит энергетическую волну и направляют ее на чужую мельницу", — считает винничанка.

Атрибутика языческой Пасхи простая, праздновать можно где угодно.

"Горящая восковая свеча, хлеб — это уже атрибуты праздника. Но идея — в обращении, в чествовании, в умонастрое, а не в предметах. Но если есть возможность, я стараюсь печь обрядовый хлеб специально. Вот хлеб с теми элементами, которые должны быть и часто встречаются на обрядовых хлебах, писанках, прикладных вещах — восьмилепестковая звезда, ровнораменный крестец (крест), бесконечник (завитки, волны). Лучше самому испечь хлеб, чем купить, но если не испечешь сама, то стоит купить и таки почтить богов. Это должен быть сладкий хлеб, но хлеб — в широком смысле слова. Может быть и печенье или булочка. Недавно я пекла коржики — печенье, которое использовали для гадания. Вот я вспомнила о бабушкиных коржиках — такое в деревнях пекли когда-то. И я порой пеку. Пеку домашний хлеб, хотя и не в печи".

Обрядовий хліб з язичницькими символами

Печиво крижі, яке використовували для ворожіння

Елена Никифорова от имени своих единомышленников поздравляет всех с Пасхой и напоминает, что это астрономическое начало весны — время, от которого день постепенно становиться длиннее, а ночь короче, и вокруг будет становиться теплее, зеленее и веселее.

 

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme