"Совок долбаный": Как энтузиасты из Винницы и Харькова вспоминают прошлое, чтобы не тянуть его в будущее

По убеждению авторов проекта "Совок долбаный", процесс декоммунизации должен быть усилен "десовковизацией" — неагрессивным, однако упорным искоренением из украинского информационного пространства всего, что тормозит процесс кристаллизации модерной украинской идентичности

Валентина Пустива
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Винница
"Совок долбаный": Как энтузиасты из Винн…

Несколько энтузиастов – винничанки Оксана Яцюк и Лариса Полулях а также харьковчане Наталья Зубар, Виктор Грабар и Игорь Дубровский – чуть больше полугода назад начали выходить в эфир со своими рассказами о жизни в СССР. Проект свой они назвали "Совок долбаный", и к этому их, очевидно, побудила картинка, уже не первый год гуляющая в соцсетях. На картинке действительно совок (в прямом смысле слова) и действительно долбаный (тоже в прямом смысле слова – выдолбленный из дерева). Название же проекта следует трактовать, конечно, в переносном смысле. "Совком" давно называют советское государство и советские порядки, ну а "долбаный" – отличный эвфемизм к нецензурному слову. И отношение к "совку" позволяет выразить полноценно, и при этом не ругаться "вслух".

К слову, о названии "совок". Совтор проекта Наталья Зубар в интервью "Радио Свобода" говорила: "Есть две версии происхождения слова "совок". Одна приписывает его певцу Александру Градскому, а другая говорит о том, что оно происхождением из антикоммунистического подполья стран Балтии и означает "советский оккупант". Мне ближе вторая версия, я всегда считала их оккупантами Украины и захватчиками человеческих душ".

Читайте также: Политическое голодание и сшитый из шторы флаг: Как винничане боролись за независимость Украины

Именно из таких рассуждений и исходили создатели "Совка долбаного". Это проект "тихой декоммунизации сознания" или, как они сами его определяют, "десовковизации". Вот что пишут они сами о своем проекте:"Начавшийся в 2015 году в Украине процесс избавления от последствий коммунистической идеологии крайне важен для создания украинской политической нации, кристаллизации модерной украинской идентичности. Однако мы регулярно наблюдаем, что люди всех возрастов, разного социального положения, образовательного уровня довольно положительно воспринимают и радостно распространяют манипулятивную информацию о "счастливой жизни в СССР". Поэтому, согласно нашему убеждению, процесс декоммунизации должен быть усилен "десовковизацией" - неагрессивным, однако упорным искоренением из украинского информационного пространства ментальных конструкций, которые тормозят процесс кристаллизации модерной украинской идентичности, закрепляют в сознании - особенно молодых людей, не имевших опыта жизни в СССР — ностальгических настроений, желания "опять" отведать "самое вкусное на свете советское мороженое", или "огромный бублик за 5 копеек".

Виннитчанка Оксана Яцюк радостно откликнулась на предложение поговорить о "Совке долбаном" и его назначении.

Оксана Яцюк

Оксана Яцюк

Оксана, как начинался ваш "Совок долбаный"?

– Наш проект – эдакое дитя карантина, хотя идея разговаривать с младшим поколением о жизни в СССР – не нова. В конце концов мы и делали это везде, где могли, ведь работаем в сфере информационной безопасности. В общении с молодежью в разных проектах не раз затрагивалась тема СССР в разных его проявлениях. И вот, когда на долгое время мы засели за дистанционную работу и до минимума сократили живое общение, решили попытаться выходить со своими размышлениями, воспоминаниями и выводами в эфир.

Возникло мнение, что следовало бы отвечать на самые разные вопросы, возникающие у молодежи об СССР. Не политические, не идеологические, а житейские и даже бытовые. О религии, о языке в школе, о туши (косметической), прокладках, о том, как квартиры покупали. О высоком и низком.

Первый эфир инициировала и провела Евгения Кузнецова на своем юутб-канале "Мова-Меч". Она провела предварительный опрос среди молодежи, определила наиболее популярные вопросы, а мы отвечали на них.

И как успехи?

– Интерес к этому был немалый, около 10 тысяч человек посмотрели наш первый эфир, было много комментариев, среди них значительная часть вопросов. И мы записали еще одно видео. Мы подумали, что стоит показывать разный опыт. Наталья показывала больше городскую жизнь, а я – деревенскую, потому что хоть и в городе жила, но значительная часть жизни моей проходила в селе. Ну и семьи разные. Поначалу хотелось каких-то очень серьезных тем. Решили поговорить о шпионах. Затем был эфир по теме "кино и немцы". А потом мы поняли, что углубляться в высокие темы можно бесконечно, но людей действительно интересуют не только шпионаж, репрессии или еще что-то глобальное, но и исключительно бытовые вещи. Поэтому мы решили чередовать бытовые и "высокие" темы, учитывая интерес к ним. Чтобы был баланс.

Как возникло название?

– Конечно, нужно было как-то назвать наши "передачи". "Жизнь в СССР" — это как-то безлико и очень "высоко". Нельзя же забывать, что среди тех людей, которые творили советскую жизнь, были те, кто действительно хотел равенства для всех людей, высоких стандартов жизни, которые стремились к гуманистическим идеалам. Другое дело, что из этого вышло. А получился "совок" в самом худшем смысле слова. И наша задача – показать темные стороны жизни в СССР. Не очернить, а показать так, как оно было на самом деле, что стояло за вкусным мороженым и счастливыми улыбками пионеров. Вот хотели люди высокого, а что получили – мы с тобой в этом жили, это видели. Кстати, один из иностранцев говорил, что наше название "совок долбаный" автоматический переводчик переводит как ругательство. Ну, так оно и есть – ругательство, только словно цензурное.

Как вы сами оцениваете то, что вы делаете?

– Конечно, мы – любители и понимаем, что у нас очень скромный технический уровень. Наталья с Виктором когда-то пробовали какое-нибудь любительское кино снимать, еще мы были на тренингах по созданию видео. Мы с самого начала понимали, что делаем все отнюдь не идеально, но нам посоветовали "выключить перфекционизм" и сосредоточиться на содержании. Я теперь понимаю, что это правильно, потому что форма шлифуется, а главным является содержание. Когда мы подготовили уже три десятка выпусков, то увидели, что первые выпуски можно было бы сделать в чем-то лучше, но вместе с тем это не влияет на внимание к теме. Интерес есть, и его нужно удовлетворять. Вот что главное.

Работаете сугубо на энтузиазме?

– Пока да, хоть это и занимает много времени. Два часа эфира, а к каждому из них надо готовиться, час отвечаем на комментарии в ютубе, а еще и продвижение роликов. Конечно, если бы у нас был какой-то полноценный грант, было бы "веселее". Но мы создали патреон, и люди, действительно ценящие нашу работу, могут оценить ее гривной. Или другой валютой. Однако в любом случае мы делаем это из-за внутренней потребности. И до поры до времени даже не знали, что такое патреон. Поначалу была идея. И именно идея остается главной.

Об интересе к теме. Что больше всего интересует молодежь?

– По количеству просмотров не всегда об этом можно судить, потому что это зависит и от того, как мы продвигаем ту или иную тему. Но некоторые выводы мы делаем из вопросов и комментариев. Молодым интересно, почему родители и дедушки-бабушки ведут себя так, а не иначе? Тем более что из России тихой сапой на мозги нашей молодежи оказывают большое влияние. И соцсети очень этому способствуют. Вот, например, публикации о том, что бабушка держит в серванте сервиз и никому не позволяет к нему прикасаться. А почему? А бабушка знает: если, не дай Бог, наступит "второй 33-й год", то она тот сервиз в трудное время выменяет на хлеб. Поэтому главный вывод об эффективности нашего общения в эфире таков: молодежь пишет "теперь я лучше понимаю своих родителей" или "отчего моя бабушка говорит так или делает эдак".

Или еще такое. Говорили о том, почему детей в детсадах кормили насильно. Это сейчас это видится "придурковатостью" общества, но не объясняются корни этого явления. А когда я была в детском саду, у меня были воспитательницы, которые действительно пережили голод. Реальный голод. И они подсознательно понимали, что научить детей есть даже солому ("вкусно – не вкусно" – дело второстепенное) – это ценный навык для выживания. "Ешь что дают" – это не жестокость воспитательницы, это ее милосердие.

Мама мне рассказывала: в селе в 1947 году или даже в 1933-м была такая семья, которая ела улиток, которых в лесу собирала. И так эти люди выжили. А другие не ели, потому что не могли, им это было противно, дико, страшно, еще как-то. Словом, у наших воспитательниц, которым хорошо было известно, что такое голод, было намертво вбито в мозг, что нужно есть, нужно детей кормить, потому что в противном случае можно умереть от голода. После этого эфира нам писали: "Вот теперь я понимаю, почему меня бабушка так упорно кормила в детстве, запихивала кашей, которую я не любила/не любил". Нет, бабушка не с придурью, у нее за плечами очень жесткий опыт.

А "страшилки" о советской стоматологии, в которой почти не было обезболивания? Для нынешней молодежи это дико, а наше поколение и, тем более, поколение наших родителей не зря боялось стоматологов как огня. Ибо было больно и страшно.

Был "совок", который мы, дети того времени, знали, но был и тот, о котором не догадывались до поры до времени. Как ты прозревала относительно неизвестного нам совка?

– Где-то в 70-е годы прошлого века в нашей семье пролегла граница между теми, кто на себе испытал ужасы "совка", например, раскулачивание, и теми, кто уже этого не знал. Я уже застала "счастливое советское детство" - с елками на Новый год и воздушными шарами на первомайскую демонстрацию. Как всякая отличница того времени, любила читать стишки о Ленине. Когда я училась в начальной школе, каждый урок у нас был открытым, потому что в городе было педучилище, на уроки приходили будущие учителя, преподаватели педучилища, методисты, так что учителя в нашей школе готовились к урокам качественно. Мы являлись типичными советскими детьми.

Но мне, "правильной отличнице", попались на глаза старые журналы и учебники. Я там прочла, что в 1980 году должен быть коммунизм! Это было в учебнике истории для 4-го класса. Но где же этот коммунизм? Где то, что должно было быть бесплатным? Столовые, квартиры, городской транспорт? Я тайно ждала, что кто-то объявит о приближении коммунизма, но вместо этого объявили об Олимпиаде.

А еще была макулатура. Мы же ее сдавали, чтобы купить хорошие книги, поэтому собирали. Полезли мы с мамой на чердак в старом доме и вытащили оттуда огромную кучу макулатуры. Журналы "Блокнот агитатора", "Под флагом ленинизма". Мы упаковали три или четыре мешка макулатуры. Но кое-что мы в эти мешки не упаковали. И среди того "кое-что" была газета "Винницкая правда" за 1946 год. Подшивка. Я ее потом в музей передала. Там было о Нюрнбергском процессе, в частности. И за 1941 год подшивка какой-то пионерской газеты. Последняя газета была за 20 июня, перед началом войны. А в одном журнале где-то за 60-е годы прочла о заключенных, кажется, Маутхаузена, которых после того везут в… ГУЛАГ. Я не нашла продолжения истории, но сам факт, что людей, вышедших из концлагеря, вместо того, чтобы встретить, душевно обогреть, могут увезти в другой лагерь… Это породило во мне какие-то сомнения, которые постепенно множились и на определенном этапе их количество достигло критического. уровня.

А в 1987 году, то есть еще при СССР, я поступила на истфак. И где-то в 1989 году уже начали говорить о репрессиях, голоде, родственники кое-что рассказывали, и тут я взялась за голову. Оно тогда шло преимущественно из России, украинской литературы еще не было почти, но тогда страна еще была одна. У нас на факультете тогда уже ввели свободное посещение, и я все время просиживала в читальном зале и читала эти журналы.

А еще раньше моя бабушка успела рассказать мне об антирелигиозной пропаганде, о том, как срывали кресты с могил. И о немцах, которые не все не были столь однозначно жестокими, как в учебниках было написано и в фильмах показывалось, как немцы их "чоколядами" угощали.

Мое критическое мышление от лекций профессора Шульги и доцента Зинченко на истфаке только укрепилось. А нас была ячейка людей, которые хотели перемен в Украине. Профессор Иван Заец, до того долгое время служивший в КГБ, был у меня куратором в группе. Я помню, что когда начинался "РУХ" (тогда еще "народный фронт"), он меня встретил в коридоре и говорит: "Оксаночка, слышал я, что ты там в какой-то РУХ записывалась". А я думаю: "Ну все, сейчас я выслушаю". А он говорит: "Так и надо, Оксана, правильно. Украину нужно поднимать". Я тогда поняла, что я в правильном месте учусь.

Год после института работала на филфаке, на кафедре лаборанткой. Там я услышала о "винницких могилах". Говорили, что когда немцы наступали, наши "постреляли узников". Это одна из преподавательниц старших рассказывала. Я не могла понять, зачем узников расстреливать – чтобы врагу не достались, что ли? И когда оно позже все открылось, то этот рассказ вспомнился очень рельефно.

Читайте также: На Запорожскую Сечь – на конях: Как юноши из Винницы приближали день провозглашения Независимости Украины

Одной из тем, которые вы затрагивали в своих выпусках, были религиозные праздники. Какие у тебя воспоминания об этом?

– Я в детстве вообще не понимала, что такое Рождество. Выросла в семье преподавателей педучилища. Какое Рождество? Это были новогодние праздники. Но потом посреди каникул был какой-то непонятный праздник, когда ели кутью. Сущность праздника никто не объяснял. Кутья и кутья. Народный обычай. Но не только кутью варили, но и 12 блюд, которые почему-то все нужно было попробовать, иначе будут пропадать цыпленка и утята. Но я не знала, что попробовать – это просто по одной ложечке. Всё было вкусно, я его ела, сколько хотела.

А к родителям моим приходили студенты, и почему-то 31 числа, перед Новым годом. Студенты что-то рассказывали или пели, им родители что-то выносили. Уже потом мама рассказывала, что с преподавателями "проводили работу": говорите, мол, студентам пусть не ходят, но "в лоб" не говорили - почему так, а формулировали это по-другому. Говорили: они придут, вам натопчут, грязно будет – зачем оно вам, вы деликатно объясните как-то, чтобы не шли.

И я знала, что это традиции, но этого почему-то нельзя делать. А потом какой-то учитель опубликовал письмо и объяснил, что это народные традиции, и тогда резко стало "можно". Тот учитель так и писал "я открою дверь для колядников" – примерно так.

А что касается паски, то здесь было представление о религиозности праздника, но и о народных традициях тоже. Мама моя всегда пекла паски. В какой-то год пришел дедушка и хотел, чтобы я "умылась пасхальными яйцами". А я не хотела, мне казалось, что это какая-то глупость. Мама уговаривала, чтобы я доставила дедушке удовольствие. Но когда я уже заканчивала школу, то Пасха как праздник уже была частью моей жизни. Вот только в школе ругали, когда мы после Пасхи приносили все эти вкусные штуки. В студенчестве мы уже начали возрождать традиции, даже вертеп сделали, колядовать ходили, даже к преподавателям.

А вообще я воспринимала эти традиции как связь между поколениями: старшие в нашем роду так поступали, так и я делаю.

Вернемся к вашему проекту. Кто и что делает?

– Я и Наталья Зубар обеспечиваем работу организационно, Лариса Полулях имеет бездну тем для разговоров, Игорь Дубровский и Виктор Гарбар из Харькова обеспечивают все технически, ситуативно к нам приобщаются другие люди, пополняя проект своими воспоминаниями. Мы стараемся планировать темы, но как выходит.

Выходим в эфир каждую пятницу в 12:12. Эфиры спонтанны, это живой разговор. Возможно, это будут отдельные истории. Мы начали выкладывать записи разговоров на ютубе, чтобы можно было посмотреть потом, потому что во время прямого эфира не все могут оставить другие дела, чтобы смотреть. Мы готовы приглашать в свое общество других людей, а о том, как это сделать технически, будем думать. У нас есть техническая проблема, например, я выхожу в эфир по телефону. Порой бывают сбои с интернетом, еще какие-то моменты, что-то фонит, еще что-то бывает "не то", но мы учимся на ходу. Мы побеждали себя, понимая, что это не телевизор, мы не дикторы, и нас не готовят к эфиру визажисты. Все это приходит с опытом. Создали одноименное сообщество в фейсбуке, к нему может присоединиться каждый, кто интересуется темой.

До монетизации нам еще далеко, потому, повторяю, у нас все на энтузиазме. Если кто-то готов поддержать нас на патреоне, то можно сделать это по ссылке. А здесь узнайте, как еще вы можете нас поддержать без патреона.

Мы поставили себе жесткие рамки – делать это еженедельно. Делаем, пока делается, это не должно быть по принуждению, ведь тогда исчезнет идея, тогда не будет эффекта.

Как вы сами определяете свой проект?

– Наш лозунг: "Вспоминаем прошлое, чтобы не тянуть его в будущее". Мы делаем это для того, чтобы совковые практики становились видимыми и исчезали. И если говорят, что оно сейчас так же, как было прежде, то нужно на это влиять. Информационная грамотность обязана формировать доверие между гражданами и государством. Мне кажется, что доверие между поколениями в этом тоже имеет важное значение. Вот сын мой говорил: "Я знаю большой секрет бабушек: они любят всех кормить и одевать". А я говорю: "Это потому, что бабушка в детстве голодала и мерзла". И все это важно объяснять даже детям, чтобы этот "совок долбаный" искоренять.

Различные выпуски "Совка долбаного" можно найти на канале "Майдан Мониторинг".

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme