Искусственный интеллект наступает: Какую профессию выбрать, чтобы в будущем не "подсидел" робот

Какие профессии "вымирают", как и на кого учиться, а также - что надо знать о роботизации, чтобы через 10 - 15 лет "существовать" для работодателя

Искусственный интеллект наступает: Какую…

На этой неделе в Виннице в актовом зале Донецкого национального университета имени Василия Стуса собрали студентов, преподавателей и всех желающих, чтобы поговорить об образовательных тенденциях, которые диктует компьютеризированная современность.

Анонсируя мероприятие в "Фейсбуке" организаторы акцентировали внимание на участии рок-звезды Святослава Вакарчука и возможности пообщаться с ним в формате вопрос/ответ.

Послушать Вакарчука в качестве лектора собралась полная аудитория, однако ожидаемого ажиотажа и отсутствия "стоячих" мест в проходах не было.

Как и было анонсировано, выступление Вакарчука не содержало политической составляющей. Он говорил о лидерстве, об активной жизненной позиции, об "авантюристе" Колумбе обычном праве англичан, проводил параллели между отечественной социально-политической реальностью и развитыми демократиями.

А далее присутствующие получилиь огромный бонус – невероятную лекцию профессора Киевской школы экономики (KSE) Владимира Вахитова.

Он получил степень PhD (доктор философии, доктор наук, - Ред.) по экономике в Университете Кентукки. Он - один из немногих специалистов в Украине по поведенческой экономике, поэтому знает, что все люди ведут себя нерационально, но эту нерациональность можно предусмотреть.

Его лекция "Образование <без> будущего. Чему учиться в мире 4.0" объясняет, как выбрать профессию, актуальную в нынешнем мире роботизации, искусственного интеллекта и big data. Профессор говорил о том, почему традиционного университетского образования сегодня недостаточно, чтобы "существовать" для работодателя, а также о профессиях, которые "вымрут" уже через 10-15 лет.

Профессии-динозавры

Лекция профессора началась с "холодного душа" – он рассказал, что мир робототехники, дополненной реальности и искусственного интеллекта – это уже настоящее. "Сейчас есть такая вещь, как интернет вещей – это когда ваш холодильник посылает сигнал в супермаркет о том, что у него закончилось молоко. А какой-то там дрон в супермаркете берет это молоко с полки и везет его в ваш холодильник. Это фактически обмен информацией без участия человека. Человек один раз все запрограммировал и после этого у вас постоянно есть молоко в холодильнике", - рассказывает профессор.

Да, технологии упрощают жизнь людям, поэтому вряд ли человечество откажет себе в удовольствии переложить значительную часть своих бытовых забот на "умную" технику. Однако возникает вопрос: а как же огромное количество работников, которые сегодня обслуживают торговые сети - продавцы, кассиры, мерчендайзеры, менеджеры, закупщики, администраторы, и т. п? Неужели все эти профессии обречены на вымирание? Вахитов уверяет, что этот процесс неизбежен и начинается он уже сейчас.

"Если кто-то из вас когда-нибудь думал о работе в магазине – в принципе, эта профессия по чуть-чуть умирает, ведь есть такая вещь, как дополненная реальность. Вместо того, чтобы пойти в магазин, вы снимаете с себя электронную мерку снимаете все параметры своего тела, компьютер строит для вас компьютерную модель, эта модель отправляется в магазин, и вы видите на мониторе, как какое-то платье или пиджак выглядят на компьютерной копии вас", - объясняет профессор.

По словам Вахитова, мощные американские компании увольняют сотрудников, ведь есть "софт", который вполне выполняет их функции. "Юристы, которые получали $200 – 300 тыс. в год, остаются без работы, потому что вместо них работает программа, которая работает намного лучше... Это наша реальность сейчас, и любой из вас может оказаться в аналогичной ситуации".

Все профессии, которые могут быть роботизированы и автоматизированы в течение следующих 10 – 15 лет, исчезнут. Всех специалистов, чей функционал можно алгоритмизировать, заменят на роботов. Профессор Вахитов отмечает, что в "группе риска" работа, "в которой вам говорят, что нужно делать". "Роботизация - это то, что уже здесь. Например, в МакДональдсах соседних стран заказы уже принимает робот. Некоторые МакДональдсы полностью роботизированы – там и выдает заказ робот, и рассчитывает робот, и бутерброды делает робот".

Зато, по информации профессора, большинство людей будет делать то, для чего сегодня даже нет названий. "За свою жизнь вы поменяете от 10 до 15 мест работы минимум. Более того – вы поменяете от 5 до 10 специальностей. То, что вы учите сейчас, скорее всего, будет устаревшим уже через 15-20 лет. Настолько устаревшим, что этого уже никто не будет помнить", - подчеркивает он.

По его мнению, эти изменения являются неизбежными, поэтому каждому придется приспосабливаться к ним. "Мир является гораздо менее прогнозируемым, здесь нужно жить в условиях неопределенности. И если вы хотите "прочно стоять на ногах", то вы скорее упадете, вас снесет это цунами. То есть это мир, в котором нужно учиться не стоять на ногах, а двигаться. Двигаться против ветра и против потока".

Информационный "передоз"

Объем информации серьезно увеличивается в течение последних лет. Информация распространяется вокруг земного шара очень быстро и она не просто удваивается, она увеличивается в десятки и сотни раз каждую секунду. "К 2010 году человечество написало примерно 130 млн книг. Это не просто количество книжек – это количество названий. Ни один человек не может постичь все, что там написано, и даже если принять за аксиому, что 90% того, что там написано, – это вода и глупости, мы остаемся с 10 млн. книг. Единственный человек, который мог постичь все, что было воспроизведено цивилизацией, это был Фрэнсис Бэкон. Он знал все, что создала человеческая цивилизация ко времени его существования. Сейчас это уже невозможно", - говорит профессор.

По его словам, к 1900-го году знание удваивалось примерно каждое столетие. По состоянию на конец Второй мировой войны знания начали удваиваться каждые 25 лет. С 1996-го года, который был признан годом Интернета, информация стала накапливаться экспоненциально. "Сегодня информация удваивается каждые 13 месяцев, а когда-то это будет каждые 12 часов. То есть вы просыпаетесь каждый день в новом мире – в мире, который информационно совершенно другой, чем неделю назад", - подчеркивает доктор наук.

"Информация, которую мы можем потребить, – ее гораздо меньше, чем информации, которая появляется. То есть огромную кучу всего мы не знаем. И таким образом, мы уже не можем быть такими унифицированными, какими нас готовили университеты 300 лет до этого", - объясняет профессор. - Мы все не можем знать всего. Каждый будет знать что-то свое".

В этом и есть главный лайф-хак для молодежи, которая хочет выбрать "правильную" профессию - не стремиться быть универсальным бойцом, а стать лучшим в своей узкой, уникальной, нишевой работе. "Вы индивидуализуетесь, ищете себе микронишу. Вы не ищете образование, которое является стандартизированным для всех. Даже если вы учитесь в одной группе, каждый из вас должен найти свою маленькую нишу и стать там специалистом. Массовая подготовка специалистов уже закончилась. И чем быстрее университеты переходят на индивидуальный план обучения тем они становятся более успешными", - говорит профессор.

"Умение творить новое, а не воспроизводить старое – это то, что отличает специалиста будущего от специалиста прошлого", - убежден он. Плюс умение работать в команде. Кроме того, по мнению ученого, стоит делать ставку на так называемое "образование через дефис" – когда сочетаются две специальности: юрист-айтишник, биолог-филолог, историк-СММщик, и тому подобное.

Научиться

"Вам придется учить что-то новое", - резюмирует Владимир Вахитов. - И вопрос в том, каким образом научить себя учиться".

Профессор объясняет, что стандартное университетское образование сегодня выглядит несколько устаревшим. Он считает, что университеты дают хорошую основу, однако не могут обеспечить полноценной практической отработки профессиональных навыков. Ведь последние постоянно изменяются.

"Классический университет – в нем есть фундаменальные знания, в нем есть непосредственный контакт между преподавателем и студентом. Классический университет дает синергию, междисциплинарность, которая очень важна сейчас... Сильный университет - это среда, где обмениваются идеями, учатся друг у друга. Но с другой стороны, университет - это не лучший способ учиться сегодня", - убежден Владимир Вахитов.

По его мнению, в университетах любые изменения происходят слишком медленно. Поэтому сейчас свое место по праву занимает онлайн образование, которое является более современным. "Там такие курсы, которые сейчас нужны работодателям, оно (онлайн-образование) является более прикладным, то есть не будет начитывать фундаментальные основы, например, математики, физики, биологии, а сразу переходит к тому, что называется сутью. И это образование намного дешевле. Но с другой стороны оно требует гораздо большего самоконтроля", - говорит Вахитов.

Правда и онлайн образование имеет свои недостатки - отсутствие университетской синергии и возможности объединения людей. Главное его преимущество – оно учит отвечать за собственное будущее. Каждый сам себе выбирает образовательную траекторию и сам по ней идет.

Поэтому главное - помнить, что все больше "решает" не профессия, а набор навыков. Критическое мышление, креативность, эмоциональный интеллект, когнитивная гибкость плюс английский язык - это именно то, на что работодатели будущего будут обращать внимание больше, чем на диплом.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme