"Особенный театр" для особенных детей: Как режиссер из Винницы делает мир добрее

Два года назад режиссер Марина Ревенко создала "Особенный театр" для детей с инвалидностью, и ее воспитанники уже не раз побеждали в конкурсах и фестивалях

Валентина Пустива
Шеф-редактор региональной редакции Depo.Винница
"Особенный театр" для особенных детей: К…
Фото: ФБ-страница"Особенного театра"

Есть в Виннице необычный театр. Вернее, особенный. Он так и называется – "Особенный театр". Актеры в нем – дети с инвалидностью – с синдромом Дауна, аутизмом, ДЦП и задержкой развития. Его два года назад создала режиссер Марина Ревенко – особенная мама, которая воспитывает и ухаживает за взрослой дочерью с ДЦП.

Марина Ревенко с воспитанниками "Особенного театра"

Как все начиналось

Под руководством Марины Ревенко действует еще один театр – "Птица". Это театральная студия для детей без нарушения развития. А еще раньше режиссер создала народный театр-студию "Седьмое небо" при медицинском университете и долгое время руководила им. В "Седьмом небе" Ревенко и попыталась впервые привлечь к созданию спектаклей людей с инвалидностью. Студия "Седьмое небо" закрылась, но опыт работы с особенными актерами режиссеру потом пригодился.

Репетиции "Особенного театра"

"Люди, которые имеют детей с инвалидностью и знают о театре "Птицы", интересовались, не взялась бы я привлечь их детей к созданию спектаклей. В частности, обратилась Олеся Самойленко, председатель правления Благотворительного фонда Центр социализации и реабилитации детей с аутизмом и другими расстройствами "Развитие", которая воспитывает сына с аутизмом. Я задумалась над этим всерьез. Но если о ДЦП я знаю немало, потому что сама воспитаю дочь с таким нарушением, об аутизме тоже знала немного, а о синдроме Дауна не знала ничего.

Пришлось читать, искать информацию, ломать стереотипы, которые я сама создала. В сентябре 2019 года мы собрались и попробовали, – рассказывает Ревенко. – Сначала пришло достаточно много детей (точнее, было немало родителей, которые хотели, чтобы я работала с их детьми). Имелись дети с аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП, гиперактивные дети. Было сложно. И опыта работы с такими детьми – ноль. Некоторые из них совсем не шли на контакт…

Мы начинали работать в помещении, оборудованном больше под спортивные занятия. Были там гимнастические маты, "бассейны" с шариками, канаты… И дети не обращали внимания на взрослых, а сразу шли развлекаться. Как только я к ним не обращалась, они не реагировали. Я стала много читать о таких детях, разговаривать с их родителями. Искала к ним ключики. А потом нашла несложную гимнастику под музыку. И это было решающим в моем общении с будущими особенными актерами.

Когда я включала музыку, дети оставляли все развлечения и уходили ко мне. Я взяла мяч и бросала каждому ребенку со словами "Я – Марина, а ты кто?" В ответ они называли свои имена. Так мы искали контакт. И когда в следующий раз я включала музыку, они шли ко мне. Я показывала им несложные движения, а они повторяли за мной. Кто-то повторял с первого раза, кто-то – даже с десятого, но дело сдвинулось с места".

Сейчас в "Особенном театре" – восемь постоянных участников. Остальные рано или поздно оставили занятия. По разным причинам. Но восемь ходят на занятия постоянно, разве по болезни пропускают. И это при том, что кое-кому приходится ездить через весь город.

"Среди оставшихся один ребенок с аутизмом, один – с ДЦП, один – с умственной отсталостью, остальные – с синдромом Дауна. Но я не обращаюсь к ним как к детям с нарушениями развития, не сюсюкаюсь с ними. Где надо – хвалю, где надо – говорю строго, конечно, на том уровне, на котором ребенок может меня понять, но все равно разговариваю с ними как с партнерами.

Я их называю "господа артисты", им это нравится, они хотят соответствовать этому определению, — продолжает руководитель "Особенного театра". – Но говорим краткими предложениями, иногда отдельными словами, которые просто обозначают действие: "сесть, встать, иди сюда, танцуй, говори, молчи". Постороннему наблюдателю эти слова могут казаться похожими на приказы, но это не так. Это не для того чтобы доминировать. Это просто тот уровень, который особенный ребенок может понять и принять".

Как только Марина Ревенко поняла, что движения под музыку помогают ей сплотить детей и побуждать к каким-то действиям, все изменилось. Сначала помогали родители детей и волонтеры, теперь же руководитель театра справляется со всем сама. И почти сразу она начала практиковать интегрированные совместные занятия юных актеров из театра-студии "Птицы" и "Особенного театра". Уже в начале ноября 2019 года состоялось их первый совместный спектакль.

"У "Птицы" есть традиция: первое выступление посвящать Дню украинской письменности и языка. И когда я создала "Особенный театр", мы проводили репетиции отдельно, но я начала готовить детей из "Птицы" к тому, что мы попытаемся работать над спектаклями вместе с особенными актерами Мы попробовали, и я увидела, как искусство и совместные действия стирают грань между актерами из "Птицы" и особенными детьми. Искусство пробуждает интеллект. Это касается и детей без нарушения развития, и детей с инвалидностью. Театр объединяет в себе все виды искусств: музыка, хореография, художественное творчество и т.д. Начинали мы общие занятия с простых движений. Теперь эти движения намного сложнее, их в нашем арсенале с десяток".

Потрясающий успех

"Особенный театр" вошел в десятку финалистов Всеукраинского конкурса "Лучшие инклюзивные практики Украины – 2020", который проходил в Скадовске.

На фестивале в Скадовске

"Особенный театр" на фестивале в Скадовске

" Мне позвонили из департамента культуры и сказали, что херсонская организация "Солнечные дети Херсонщины" проводит всеукраинский конкурс лучших инклюзивных практик. Я собрала родителей своих воспитанников и спросила, готовы ли они пройти со мной и своими детьми этот сложный путь и подготовить на конкурс мюзикл. Я написала проект и мы его подали на конкурс. При этом нужно было постоянно освещать нашу деятельность, чтобы жюри конкурса видело, как мы работаем. И мы попали в десятку лучших!"

А проектов на конкурс было представлено много, и это были не только театры-студии: были и логопедические практики, и варианты трудоустройства. Для меня это была победа, она окрылила и меня, и весь наш коллектив, и, конечно, родителей, видевших значительный прогресс в развитии детей. Департамент соцполитики оплатил нам поездку в Скадовск. Когда мы там на награждении победителей конкурса устроили нашу любимую движуху "Паровозик с остановками", то к нам присоединялись все дети, которые были вокруг. Я проводила мастер-классы с другими детьми, которые приехали в Скадовск на фестиваль. Это было действительно незабываемо", – увлеченно рассказывает Марина Ревенко.

Успех в конкурсе оказался большим стимулом. "После этого у нас уже было успешное участие в фестивале "Тебе, Украина!". Театр получил гран-при, а я – орден "За развитие Украины". Это награда за создание "Особенного театра". Затем мы приняли участие в фестивале" Пальма первенства" с мюзиклом "Creative house" (по мотивам украинской народной сказки "Роуквичка") и завоевали первое место. Обобщив полуторагодовалый опыт, снова подали заявку на конкурс инклюзивных практик и в этом году победили – стали лауреатами первой премии!" – рассказывает режиссер о достижениях.

Первое место в конкурсе инклюзивных практик

Мюзикл "Рукавичка"

Награды "Особенного театра"

"Особенный театр" уже знают в Виннице, ведь он продолжает совместные с "Птицей" выступления. В этом году со своим мюзиклом "Особенный театр" поразил участников фестиваля "Винбукфест", который проходил в рамках празднования Дня города.

"Особенный театр" на фестивале "Винбукфест"

"Искусство стирает многие грани"

"Дети с нарушением развития очень чувствительны. К ним надо обращаться, нужно общаться с ними, искать подходы. Искусство стирает много граней, оно развивает особенных детей. Вот, казалось бы, что такое гимнастика? А это не просто исполнение каких-то команд под музыку. Это только постороннему зрителю так кажется, на самом деле эти простые движения и команды заставляют мозг усиленно работать, нужно не просто быстро выполнить разные указания, а попасть в такт, не отстать от других, внимательно смотреть и слушать, ведь последовательность движений меняется.

Дома дети не будут делать эти движения просто так, а вот на групповом занятии, под музыку, с поощрениями (хвалю, даю конфеты, кому можно, сувенирчики разные, воздушные шарики) – это все совсем по-другому. Дети раскрываются, оживают, – рассказывает о своих особенных питомцах режиссер. – Почти у всех детей нарушение речи, часто – достаточно сильное. Занятия с логопедом им необходимы, это да. Но театр – это дополнительные логопедические упражнения. Мы учим скороговорки, стихи, делаем артикуляционные упражнения, всячески развиваем память, внимание.

Вот яркий пример. Илья Антонюк. Он когда пришел, то отворачивался и на все просьбы говорил "не хочу" или "не буду". И так не одно занятие. А теперь он выучил немало песен, поет их под фонограмму, при этом очень пластично танцует, многое знает о музыкальных инструментах. Петь очень любит, и я использую это для поощрения: хочешь спеть свою любимую "Смереку", сначала выучим скороговорку. И он знает, что это условие нужно выполнить, он очень старается, потому что потом сможет петь любимые песни. Это, конечно, очень специфическое пение, но за эти два года Илья сделал просто семимильные шаги в развитии.

Есть Надя, которая два года назад, в десятилетнем возрасте, совсем не разговаривала. Теперь она говорит многие слова, называет свое имя, имена родных, повторяет отдельные слова и даже предложения".

Вместе с "Птицей"

Совместные выступления "Особенного театра" и "Птицы" полезны не только особенным детям. Это поистине неоценимая воспитательная практика и для юных актеров "Птицы". Это уроки человечности и терпимости: дети без нарушения развития учатся воспринимать детей с инвалидностью как равных, действовать с ними в партнерстве. Родители детей из "Птицы" тоже переосмысливают свое отношение к особенным детям и "несут" обретенный опыт общения в социум. Возможно, это капля в море, но эта капля не одна – есть другие инклюзивные практики, которые тоже вносят свой вклад в развитие цивилизованных отношений с особенными людьми. Ведь само отношение к людям с инвалидностью определяет степень цивилизованности общества.

Совместное выступление "Птицы" и "Особенного театра"

Об обществе и благотворительности

"Особенный театр" и "Птица" действуют под эгидой Благотворительного Фонда Развития Человека (руководителем которого тоже является Марина Ревенко) и существуют за счет благотворительных взносов родителей, ведь родители платят за занятие, хоть и символическую по нынешним меркам, определенную сумму. Собственного помещения театр (точнее, оба театра, потому что они созданы одним человеком) не имеет. Приходится снимать коммерческое помещение и платить большую арендную плату. С родительских взносов, разумеется. Оттуда оплачивается работа Марины Ревенко – это ее заработок, причем достаточно скромный. Поскольку детей в театрах немного, родительских взносов на все расходы не хватает. Приходится обращаться к меценатам. И они периодически помогают, но все проблемы это не решает. Театру очень нужно собственное помещение, но не любое, а приспособленное к нуждам театра.

Об этой болезненной проблеме Марина Ревенко не молчит, хоть и не обивает пороги. Знают об этом многие депутаты областного и городского советов, даже народные депутаты Украины, знают руководители департаментов городского совета и областной государственной администрации и даже первые лица области и города. То есть проблема известна "людям, принимающим решения" (такой термин используют нередко при написании грантовых проектов). Но воз и ныне там.

"Мне кажется, что такие кружки, как "Особенный театр", должны быть бесплатны для родителей особенных детей, но работа руководителя должна откуда-то оплачиваться, как и аренда помещения, если своего помещения нет, – говорит режиссер. – Пока этот вопрос не решен. О нас знают, нас приглашают на мероприятия, просят поделиться опытом с другими организациями, которые внедряют инклюзивные практики, а вот помогать с помещением не спешат".

Сама Марина Ревенко, выполняющая невероятно сложную работу, живет за скромную и нестабильную зарплату – средства, которые остаются от родительских взносов за занятия и нерегулярные спонсорские поступления после оплаты аренды помещения, коммунальных и других расходов. Словом, это работа почти на благотворительной основе. И это признали во время подведения итогов конкурса "Человек года – 2020": Марина Ревенко победила в номинации "Благотворитель года". Да-да, она настоящая благотворительница. Благотворительность же измеряется не только деньгами, пожертвованными на какое-нибудь дело. Ежедневные "благотворительные взносы" из сокровищницы человеческой души, которая шаг за шагом делает мир добрее, тоже заслуживают признания и поддержки.

Один раз увидеть

Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Автор материала побывала на репетиции "Особенного театра", пообщалась с матерями особенных актеров, а затем пришла на совместное представление двух театров: в КЦ "Галереи ХХІ" где состоялась премьера поэтического спектакля "Ты будешь жить, украинский язык!", посвященного Дню украинской письменности и языка, Всемирному дню ребенка и Дню Достоинства и Свободы. Сказать, что была тронута – это ничего не сказать. И в глазах, и в душе весь мир не раз переворачивался и снова становился на место. И он уже не будет таким, как раньше.

Совместное представление "Ты будешь жить, украинский язык!"

Совместное представление двух театров Марины Ревенко "Ты будешь жить, украинский язык!"

Награды особенным актерам

***

Зрители приходили на спектакль, приобретя благотворительный билет-приглашение. Эти средства тоже пойдут на решение неотложных материальных проблем театра. Приобщиться к этому делу можно и другим способом – перечислить свой вклад на карточный счет: ПриватБанк, 5168 7574 0212 7734. Так вы поможете Марине Ревенко делать мир добрее.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme