Жемчужина, которую никто не видел: Как Музей Винницы будет давать пространство для собственных, а не навязанных выводов

В Виннице создадут новый музей, главной целью которого будет заставить посетителей задуматься, а не дать им готовые ответы

Жемчужина, которую никто не видел: Как М…

В конце февраля 2017 года Винницкий городской совет утвердил решение о создании коммунального предприятия "Центр истории Винницы" – организации, которая будет создавать и заниматься Музеем Винницы. Если считать эту дату стартом, а день, когда музей откроется для посетителей, финишем, то на сегодня пройдена треть этой "марафонской дистанции".

На данный момент в Центре истории Винницы ожидают юридического решения о передаче им здания по улице Симона Петлюры, 15 (бывшее областное радио, – ред). Первоначально говорилось о различных помещениях для музея, но идею о "помещении мечты" озвучили в октябре 2017 года, на Покров, когда прозвучала фраза "Музей Временной Столицы". Тогда речь шла про одну комнату, которая могла бы быть мемориальной зоной в соседстве с областным радио.

О концепции нового музея, о том, чем он будет отличаться от привычных нам зданий с колоннами и вывеской "Музей", и чем усадьба Львовича так пришлась по душе сотрудникам Центра, Depo.Винница рассказал его директор Александр Федоришен.

Планировалось ли сперва ограничиться единственной комнатой?

– Дело двигалось таким образом, что вот, у нас есть одна комната, которую мы музеефицируем, собираем коллекцию, взамен получаем помещения по Соборной, 89, где располагался Департамент социальной политики Винницкой ОГА. Но когда мы попали туда, возникло много мнений относительно того, может ли это историческое здание, которое строилось для уездного казначейства, служить музеем. Мы конструировали, подкорректировали концептуально, как оно может использоваться. Была идея гуманитарного хаба – места, где можно говорить об истории, кроме того, что там будет несколько выставочных залов. Но, несмотря на то, что это помещение является высоким и массивным, это является визуальным обманом. Ведь только его передняя часть является коммунальной собственностью, и могла бы использоваться в качестве музея. Задняя часть – это 12 жилых квартир. То есть места там на самом деле много не было. Но планы были, и мы были готовы к публичным презентациям.

И вот, весной 2018 года мы узнали, что Общественное вещание, проведя реорганизацию, переместило структуры областного радио на Театральную, 15. Поняв, что это очень интересный подарок судьбы и что непременно встанет вопрос дальнейшей судьбы помещения, мы поняли, что это шанс для усадьбы - служить людям в полной мере, а не только одной комнатой.

Чем именно оно привлекает как потенциальный музей?

– Во-первых, это история, а бывшее казначейство не ассоциировалось у винничан ни с чем. В этом же случае – многослойность. Слой усадьбы одного из богатейших предпринимателей и меценатов еврейского происхождения той эпохи, потом еще один – времен Украинской революции: Министерство почт и телеграфов а также гражданская и военная канцелярия Главного Атамана. Впоследствии – "особый отдел" 24 советской дивизии и областное радио, которое находилось там с 1931 по 2018 год. Во-вторых, эта усадьба – единственная, где остался интерьер начала ХХ века, поскольку у многих памятников, которые сохранились извне, он безликий или утерян. Здание может быть памятником национального или местного значения, но внутри – пустота. В случае дома Львовича закрытость помещения вследствие специфики структур, которые там находились – частная собственность, затем государственные и военные учреждения, потом радио, которое тоже является спецзоной, сохранен интерьер. У винничан есть огромный интерес к этому зданию. Все знают, что это дом Львовича, старинная усадьба. Но никто не знает, что внутри. То есть эффект ракушки, внутри которой есть жемчужина, которую никто не видел, – это однозначно про этот дом. И усиление его в музейном смысле, безусловно, является определяющим. Это пространство для классного, современного музейного эксперимента.

Винницкая областная власть готова передать Центру истории Винницы дом?

– В конце осени между винницким городским главой и председателем ОГА был подписан меморандум о создании музея Винницы, в котором областная власть при соблюдении условий, четко выполненных городскими властями, обязуется поспособствовать такому ходу дела. Я уверен, что этот меморандум будет соблюден.

Если по каким-то причинам этого не случится, есть ли запасной вариант?

– Не хотелось бы представлять такое развитие событий, но в городском пространстве можно использовать очень много помещений и общественных участков. Мы четко осознаем, что не будет в Виннице одного большого сооружения с колоннами, где будет написано "Музей Винницы". Это может быть несколько интересных объектов. Это не может произойти за год или два, но если мы говорим про Музей Винницы, то это все то, что нас окружает. Уверен, что дом Львовича не может служить для арендных или коммерческих целей. Это было бы очень обидно. Мы видим в Виннице очень много примеров того, как усадьба зависит от владельца. Есть положительные, как с "домом Брусилова" по улице Артынова, где владельцам хватило смелости и мужества сделать прекрасную реставрацию фасада. И есть пример усадьбы Коренева на Европейской площади, где, мягко говоря, примененные архитектурные решения вызывают недоумение.

Традиционно, когда слышат "музей", представляют именно здание с колоннами и экспонатами - от древних мамонтов и динозавров до современности. А что предусматривает концепция Музея Винницы вне зависимости от того, сколько помещений он будет занимать?

Мы намеренно избегаем названия "Музей истории Винницы", поскольку он предусматривает только историю, определенную хронологию и желание прийти и увидеть сначала кусок кости условного динозавра, найденного на территории города, а в конце – освещение событий современности. Мы употребляем намного более широкий термин "Музей Винницы". В нашем случае речь пойдет о нескольких локациях, посвященных различным темам. Усадьба по Симона Петлюры, 15, наилучшим образом подходит для освещения истории Винницы первой четверти ХХ века с акцентом на 1917-21 годы. Подчеркиваю: речь не пойдет о глорификации отдельных лиц и точно речь не пойдет о музее Симона Петлюры или музее Украинской революции 1917-21 годов на Подолье. Мы будем говорить о Виннице: как город с разных позиций реагировал на совершенно фантастический, проблемный, уникальный период своей истории. И не только на его трехмесячный столичный статус, но и на рождение и преждевременную смерть Украины, украинской идеи, украинской власти, изменения других властей в этот бурный период. Очевидно, там точно должна быть зона для сменных выставок. Достаточно ли нескольких сотен квадратных метров для прошлого Винницы? Нет. Но квадратные метры в музейном деле – не панацея. 13 зданий музея Варшавы и почти 10 филиалов все равно не хватает для освещения прошлого польской столицы. Ведь что такое история Варшавы? Это история варшавских женщин? А, может, это история варшавских собачек или история варшавских вещей? Так же и с Винницей: это сотни и тысячи тем, о которых можно говорить и в контексте современности, и в контексте ретроспективы.

Созданию музея должна предшествовать историческая работа. Если говорить об истории Винницы, какие периоды являются или считаются наиболее исследованными, а какие - белыми или сероватыми пятнами?

– XIV-XVI века. Мы почти ничего не знаем о средневековой Виннице. Есть определенные моменты просветления в контексте XVII - XVIII веков. И, безусловно, ХІХ-ХХ века, где есть много источников, много документов, но комплексной работы пока нет. Хотя белые пятна существуют и в ХХ веке. События 1917-21 годов фантастически интересные. Это был момент, когда ежедневно, ежечасно что-то происходило. Мы сегодня, увешанные гаджетами, не можем иногда составить абсолютно нормальную картину мировосприятия того, что у нас происходит. А представить, когда в этот омут погружался человек начала ХХ века, у которого, в лучшем случае. был доступ к газете – вот это интересно. Попытаться показать, как на происходящее реагировали разные социальные слои, как реагировали украинцы, поляки, евреи, русские – представители наций, которые проживали в городе и которых сейчас в подавляющем большинстве в тех процентных соотношениях, как это было 100 лет назад, уже нет.

Любой фокус в той или иной степени субъективен. Насколько вообще возможно достичь объективности, говоря о тех событиях? Ведь, в любом случае, определенный взгляд все равно станет господствующим.

– Мы от этого не застрахованы. Но миссия современного музея – это не миссия музеев, концепт которых был создан в конце ХІХ– начале ХХ века, когда ты приходил туда с четкой идеологической или воспитательной целью - в конце экскурсии получить "правильный вывод". Миссия современного музея – заставить думать. И коллективу "Центра истории Винницы" очень бы хотелось, чтобы Музей Винницы давал пространство для собственных мыслей, собственных, не навязанных выводов. В Виннице было очень много интересных периодов и интересных личностей. Когда мы говорим "Винницкая еврейская община рубежа ХІХ-ХХ века", кого мы вспоминаем? Альтмана, Львовича. Но на фесте "Остров Европа" к нам вернулась еще одна фантастическая фигура – Ицхак Линецкий, один из основателей русской литературы на идиш. То есть работы, тем для лекций, выставок и дискуссий – превеликое множество, которое не ограничивается лишь несколькими персонами. У нас есть очень хороший в этом смысле пример – Артынов и артыновская эпоха. К Артынову присоединяется и "берет его под руку" Николай Оводов. И Винница начала ХХ века – это Винница Оводова и Артынова. А XVII век – это Богун. А XIX – Пирогов с Коцюбинским, которые также "шагают вместе". Но список персоналий – неисчерпаем. Перечисленные имена являются лишь яркими звездами среди созвездия интересных и особенных людей. Важным является то, что пока что мы не имеем большой коллекции предметов, но постоянно ее пополняем. Замечу, что современные музеи – это не обязательно большое количество экспонатов, это баланс экспонатов, информации, интерактива и современных технологий.

У любого музея есть экспонат-визитная карточка. У Лувра – Мона Лиза, у Винницкого областного краеведческого музея – мамонт. Какой экспонат мог бы стать визитной карточкой экспозиции, посвященной, например, началу ХХ века?

– Озвучу мечту коллектива: мы хотели бы иметь оригиналы Натана Альтмана, созданные им в харьковский период творчества. Трудно говорить о какой-то жемчужине сейчас, но в течение 2017-19 годов мы получали в подарок и покупали предметы периода 1917-21 годов. Пока буду держать интригу до их презентации на выставках, но это особые, исключительные вещи.

Предполагается ли передача экспонатов из областного музея или других учреждений ?

– Будем на это очень надеяться.

 

Справка:

Дом Львовича (главное фото) – дом Боруха Моисеевича Львовича, владельца машиностроительного и сталелитейного завода "Молот" (в советские времена – завод тракторных агрегатов). Возведен в 1913 году. В феврале 1919 года в здании размещалось Министерство Почт и Телеграфов УНР, в мае-июне 1920 – Военно-походная Канцелярия Главного Атамана Войск и Флота УНР Симона Петлюры, с 1921 – Особый отдел 24-й стрелковой дивизии Красной армии, в 1931-2018 – областное радио.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme