"Не просто украшение, а закодированный язык": Что означают символы на вышитых рубашках

Знаки в вышивке можно разделить на две большие группы — геометрические и растительные, хотя есть и сочетания растительных и геометрических символов, и так называемые геометризованные растительные символы

Валентина Пустива

Во Всемирный день вышиванки журналистка Depo.Винница беседует с исследователем украинской вышивки Юрием Мельничуком. Говорим о символике вышитых рубашек.

Юрий Мельничук. Фото: ФБ Юрия Мельничука

- Одни называют вышиванками все, что вышито, другие доказывают, что вышиванка — это не просто рубашка с какой-то вышивкой, а рубашка, вышитая определенными символами. Еще кто-то выделяет вышиванки "традиционные" и "другие". Кто-то убежден, что нужно носить рубашку, вышитую только так, как вышивали в определенной местности. Еще кто-то доказывает, что рубашку надо вышивать только руками, а не на машинке. Что по этому поводу думаете Вы?

— Начну с того, что само слово "вышиванка" распространилось более всего в середине ХХ века, как, например, в песне со словами "Іванко, та й Іванко, сорочка-вишиванка, високий та стрункий, ще й на бороді ямка". Раньше вышитые рубашки так никто не называл. Их называли просто рубашками или вышитыми рубашками. Если говорить о женской одежде, то вышиванки — это вышитые блузки. Рубашка — это до пола, то есть длинная, а короткая — это блуза. Поэтому грамотно говорить "вышитая рубашка". Но слово "вышиванка" прижилось, вот даже праздник называют не Днем вышитой рубашки, а Днем вышиванки. Сейчас много машинной вышивки, на блузах и платьях — преимущественно яркие цветы и растительная тематика. К этнической вышивке это отношения не имеет, традиционной украинской вышивкой это назвать нельзя. Что касается ручной и машинной вышивки, то я считаю, что именно ручная вышивка на рубашке может считаться оберегом. По крайней мере, так было раньше. Теперь же мало кто задумывается, что именно вышито на рубашке. В лучшем случае мастера или мастерицы стараются вышивать для себя или на заказ рубашки в традициях того или иного региона. Этническая вышивка — это не просто украшение, это закодированный язык.

Праздничная женская рубашка из Корсунь-Шевченковского р-на Черкасчины.Колекция Юрия Мельничука. Фото: Богдан Пошивайло

- Можно ли выделить основные символы в традиционной украинской вышивке?

— В этой теме можно утонуть (около 120 знаковых систем), здесь еще непаханое поле для исследований, но знаки в вышивке можно разделить на две большие группы: геометрические и растительные. Хотя есть и сочетания растительных и геометрических символов, и так называемые геометризованные растительные символы. С растительными вроде бы проще, так как все изображения растений символизируют эдемскую флору, память душ о рае. В народных росписях и вышивках есть чудо-цветы, у которых нет видового признака. Однако отдельные все же узнаются — лилия, роза, дуб. А вот с геометрическими символами сложнее, потому что они не такие узнаваемые, как растительные.

Читайте также: У увлечения нет пола: Что бывает, когда за иголку берутся мужчины.

Среди наиболее популярных геометрических символов — восьмиугольная звезда. Ее по-разному называют, одно из самых распространенных названий в народе — "повна рожа", то есть расцветшая роза. Есть и другие знаки, родственные этой звезде, — восьмиугольник, восьмигранники и восьмиугольные мотивы. Есть знаки солярные — знаки солнца, лунарные — знаки луны, астральные — знаки звезд. Знаки стихий — огонь, воздух, земля и вода. Огонь (и дух) - треугольник, земля (и материя) — квадрат, вода — различной формы волны (зигзаги, безконечники), и воздух — мелкие пиксельные элементы. В большинстве узоров традиционной вышивки можно выделить эти элементы.

 

Шитье "помальованням" на женской рубашке из с. Байбузы Черкасского р-на Черкасской области. Начало ХХ в. Коллекция Юрия Мельничука. Фото: Богдан Пошивайло

Солярные знаки, среди которых наиболее распространены прямые кресты. Кресты есть также косые и двойные (двойные известны как болгарский крестик), а еще сварги — кресты в динамике, обозначения солнца в движении, вселенной в движении. Это основные группы символов.

Отдельно можно рассматривать антропоморфные и орнитоморфные изображения, то есть изображения людей и животных.

- А цвета? Они имеют определенное значение?

— Да, есть определенная символика и цветов. Основные цвета вышивки — красный, белый синий, желтый и черный. Их тоже можно сопоставить с четырьмя стихиями, и форма подчеркивалась цветом: красный треугольник — огонь, желтый квадрат — земля, голубой круг — воздух, белый полумесяц в форме лодки — вода. Все они возникают из черного эллипса (яйца) — космического эфира, символа жизни. Эти цвета и формы дошли до настоящего времени в узорах. Но такой хроматический порядок есть не только в наших украинских рубашках или рушниках (не только в вышивке, но и в ткачестве). Он есть и у других народов мира, и применяют его в различных сферах. Например, давний календарь майя Цолькин. Там дни отмечаются такими же цветами. Где майя, а где мы, а есть много общего. И в вышивке тоже. Поэтому это действительно космического порядка символы.

 

Юрий Мельничук. Фото: Евдокия Тютюнник, "Урядовий кур‘єр"

- Не так давно большинство мастериц (и мастеров, хотя их не так много) вышивали рубашки преимущественно крестиком. О других техниках знали разве что те, кто изучал вышивку профессионально. Теперь вышивальные сообщества часто делятся на "крестиковые" и "некрестиковые". Как пришел к нам крестик как техника вышивки?

— Изображение креста не пришло в символику вышивки (и не только вышивки) с христианством. Такие символы были и в дохристианские ведические времена. Прямой крест символизирует солнце, косой — луну, ими обозначают и космические символы — небесные огонь и воду, две составляющие, как дают начало всему живому, два потока энергии.

Крестиковый шов на самом деле очень старый, и он использовался на территории Украины очень давно, но не для сплошного вышивания узоров, а как отдельный элемент в вышивке, как вкрапление в другие швы. Отдельно нашитый крест в скрытом месте (не как часть узора) расценивался как оберег. Считалось, что пересечение линий защищает человека. Такое верование до сих пор сохранилось, и дело далеко не только о вышивке. Например, крестное знамение у христиан.

Читайте также: " Прощай, крестик!" Как учительница из Бершади возрождает вышивку Восточного Подолья.

Шитье крестиком характерно для передней Азии, оттуда оно пошло в Египет, а затем в Западную Европу, а затем пришло и к нам. Сначала оно пришло в церковную среду, в господские мастерские, в города, а оттуда — и в село. Но это было позже, в конце XIX — начале ХХ века. Моду же на вышивку крестиком в Российской империи ввела фирма "Брокар и компания". Француз Генрих Брокар основал парфюмерную мануфактуру в России и стал первым выпускать дешевое мыло (по копейке за брусочек), а на его обертке была простенькая картинка для вышивания крестиком. Постепенно крестик заполонил вышивальную среду, значительно потеснив другие техники.

Крестик и гладь (художественная гладь, а не счетная) — последние техники, которые пришли в Украину. Крестик — из Западной Европы, гладь — из Азии.

Когда крестик прижился в вышивке, им тоже начали изображать символы так же, как другими техниками. К сожалению, крестик почти уничтожил традиционные украинские швы, которых более трехсот.

Рукав (фрагмент) женской рубашки начала ХХ века из села Ромейки Владимирецкого района Ровенской области (регион Западное Полесье). Коллекция Юрия Мельничука

Сейчас вышивание как вид рукоделия в моде. Возросло внимание и к этнической вышивке. Это можно считать возрождением традиций?

— Да, это в определенной степени возрождение, хотя и медленное, робкое. Я исследую и преподаю народную вышивку уже тридцать лет. Вижу, как постепенно увеличивается количество мастериц (и мастеров), которые вышивают давними техниками, даже на заказ. Много таких, которые раньше вышивали только крестиком, потому что других техник не знали, а теперь не признают крестиковую вышивку, понимая, что крестик — однообразный и примитивный, а тут разнообразие. А комбинация различных швов — это как песенное многоголосие по сравнению с исполнением в один голос. Как поет один человек, и как поет хор — это "две большие разницы". Так же в искусстве вышивки.

- Растет интерес не только к вышивальным практикам, но и к изучению вышивки?

— Вышивка — предмет для исследований на многие годы. Исследование невозможно без воссоздания, без типологии, схем, создания образцов. Поэтому исследования и собственно вышивание — это неразрывно. Этнография долгое время была в загоне. Этнографы украинские погибли только за то, что занимались этой наукой, их обвиняли в буржуазном национализме. Очень интересно проводить международные и междисциплинарные исследования. Скандинавы считают, что восьмиугольная звезда их, а у нас она также родная. Восьмиугольная звезда — расцветшая роза. Есть версия, что этот мотив пришел из Персии — родины роз. А если эта восьмиугольная звезда есть даже у народов, которые те розы и не видели, и не нюхали, и о существовании которых не догадывались?

Читайте также: Для будней и праздников Как мастерица из Могилева-Подольского поставила народную вышивку на службу современной моде.

Символы в вышивке — это многоуровневый пласт. Рассматривать их следует в трех плоскостях: экзотерически, понятийно и эзотерически. Экзотерически — на поверхности, то что видим, то есть цвет, форма, линии. Понятийно — это то, чем мы оперируем, от чего отталкиваемся: солнце, звезда, мужское, женское, духовное, материальное. Например, восьмиугольная звезда символизирует бога, солнце, звезду, под которой мы родились, ангела-хранителя, восемь сторон света, вселенскую гармонию и равновесие вещей, восемь архангелов, бесконечность, мужское плюс женское, число предков четвертого колена. Она — символ Богородицы. Четки у католиков называется розарий — сад Богородицы. Можно долго об этом говорить, но стоит ли отдавать предпочтение чему-то одному? Кристалл истины многогранен. Увидеть истину можно через эзотерический уровень — созерцая эту многогранность. Это уже ближе к медитации. Но это не всем дано и не всем нужно. То, что мы с вами сейчас делаем, то есть описываем символы словами, — это понятийный уровень.

- Что Вы думаете о традиционной вышивке в современной одежде и ношении вышиванок?

— Я больше люблю в рубашках вышивку белым по белому.

Рубашка женская (деталь) начала ХХ в. из Покутья (Ивано-Франковская обл., Снятинский р-н, села Видинов, Русов. Коллекция Юрия Мельничука.

Когда нам всячески насаждали шароварщину, то все вышитые рубашки были "заляпаны" крупными цветками. Но когда вышивку стали больше изучать, у людей в этом деле появился вкус. Но до сих пор иногда даже в мужских рубашках зашивают узорами всю грудь и даже живот, манжеты вышивают до локтя. Одна мастерица говорила, что на груди не манишка, а "вышитая подушка". Много — не значит хорошо. Элегантная деликатная вышивка, которой просто украшены края, это гораздо лучше. Вот, например, на Виннитчине есть клембовские рубашки с узкими вышитыми полосами по краям. Это давняя обереговая традиция. Иногда спрашивают: а где здесь оберег? Да вся вышивка — это на самом деле и есть оберег. Человек программирует добро, вышивая рубашку. Когда есть символ, заложенный в чем-то, не надо его обозначать. Зачем на писанке писать "Христос воскрес", если яйцо является символом жизни? Хотя это еще и дохристианская традиция, но это тема другого разговора. Зачем на свадебных рушниках писать "На щастя, на долю" и вышивать кольца, если сам рушник является оберегом и символом общей дороги, счастья и судьбы? Это все равно, что девочке сшить платье и подписать его: "девочка", а на мальчишечьей рубашке — "мальчик".

Вышивка — это на самом деле не декор, а код, космический язык, а сейчас это воспринимается только как украшение. Предлагаю остановиться, а в следующий раз поговорить конкретнее о женской или мужской рубашке, о свадебной одежде, о рубашках для различных периодов жизни человека.

Читайте также: Вышить, чтобы выжить: Как виннитчане присоединились к созданию фильма "Наследство нации".

 

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница