Где в 1990-х тусила творческая богема Винницы и каким будет "штаб" современных креативщиков

Винничане, которые имеют интересные идеи и проекты и мечтают реализовать их в родном городе, получили место для встреч

В пятницу, 24 февраля, депутаты городского совета своим решением передали в аренду нескольким общественным организациям подвальное помещение в доме №25 по ул. Соборной. По словам инициатора и координатора проекта Александра Шемета, оно будет преобразовано в общественное пространство для креативных и активных жителей Винницы.

"Сегодня ничего подобного в городе нет. Но мы идем в Европу, там все местные инициативы идут именно через общество, через активную общественность. По статистике, людей, которые хотят что-то изменить в обществе, очень немного - 8-10%. А людей, которые реально что-то делают для изменений - не более 1%. И таким людям нужно место, своего рода штаб, где они могли бы собраться и аккумулировать идеи", - говорит Александр Шемет.

"Элтон", чиновники и энергетический обмен

Пространство, которое получило условное название "Элтон", имеет вид мини-зала для концертов и выставок.

"Сегодня большие залы людям не нужны. Проблема уже не в том, чтобы провести качественное мероприятие, а в том, как собрать на него аудиторию. Если в большом зале мало зрителей, то неудобно будут чувствовать себя все. В результате теряется главное - энергетический обмен между творцом и его потенциальной аудитории", - рассказывает Александр Шемет.

По словам координатора нового проекта, инициатива по проведению культурных мероприятий должна понемногу переходить от чиновников к обществу. Ведь такие изменения диктует не только время, но и специфика работы органов власти.

"Даже самые опытные из чиновников не могут быть одинаково хорошо осведомлены и в рок-музыке, и в организации фестивалей изобразительного искусства. С другой стороны, не все мероприятия чиновники берутся проводить, потому что есть определенный риск обструкции со стороны тех или иных политических сил, которые могут чиновникам предъявить претензии по малейшему поводу. А вот представителям общества они такие претензии предъявить не смогут, а если и смогут, то получат достойный ответ", - отмечает Шемет.

Это касается не только политических моментов. Винничанин убежден, что сегодня любая новая инициатива воспринимается скептически, ведь неординарные меры надо не только уметь организовывать на высоком уровне, но и иметь смелость взять на себя ответственность за их проведение.

Скажем, из-за запрета продажи алкоголя во время массовых мероприятий в Виннице, невозможно провести фестиваль вина, который с фантастическим успехом проходит в других регионах страны.

"Наши чиновники не возьмутся за его проведение. А вот на принципах общественной инициативы – пожалуйста. Вообще любая новая инициатива сегодня в глазах чиновников выглядит сомнительно. И не потому, что является незаконной, а потому, что не прописана в законе. То есть мы уже живем в реалиях, когда можно все, что не запрещено, но чиновники все еще руководствуются принципом "Можно только то, что прописано в законе". А между тем, все самое интересное как раз и рождается на этой узкой территории между "можно" и "не запрещено".

В винницком комсомоле любили рок

Александр Шемет отмечает, что общественное пространство для Винницы – идея абсолютно не новая. Неформальные очаги существовали в городе еще во времена СССР. Среди творческих людей были популярны так называемые "мастерские Байрака" – сначала на Пушкина, 19, затем – на Пушкина, 15.

"В советские времена были квартиры, которые не были заселены из-за их аварийного состояния. Их сдавали под мастерские художникам и скульпторам. И там, в мастерских, собиралось много интересных людей. Приходили в преферанс поиграть, в Го – у нас даже свой чемпионат был, участвовали в турнирах и не только городских", - рассказывает Шемет.

А вот самый первый в Виннице рок-клуб под названием "Последнее воскресенье лета" располагался на улице Хлебной. Появился он в начале перестройки в 1986 году. Помещение для клуба предоставил городской комитет комсомола – просто так.

"Мы вообще ничего не платили за него. Я до сих пор вспоминаю, сколько мы тогда газа там сожгли. Грелись благодаря газовой форсунке. Включил – и горит себе", - вспоминает Шемет.

В фестивалях, которые организовывал рок-клуб, принимали участие не только винницкие группы. Приезжали и из других городов. Например, "ВВ", "Квартира 50" из Киева, "Бастион" из Одессы, "Дикий Мед" из Донецка, "Тангейзер" из Смоленска, "Легион" из Ленинграда и "Звуки Му" Петра Мамонова из Москвы. На одном из винницких фестивалей "Весенние надежды-1990" свое первое звание лауреата получила Ирина Билык, там она познакомилась со своим первым мужем, ныне успешным продюсером - Юрием Никитиным.

"Он тогда приезжал со своей группой "Аякс". Этот фестиваль мы делали вместе с газетой "КоЗа", бывшим "Комсомольским знаменем". Это было время межвластия, нам очень помогала Валентина Цымбал, которая в обкоме комсомола работала в орготделе. Мы отвечали за приглашение артистов, проведение мероприятия. Вопросами относительно помещения занимался комсомол", - вспоминает Александр Шемет.

Как из "Музыкального фургона" сделали тракторный класс

Еще одно знаковое для Винницы "тусовочное" место – дискотека педагогического института "Музыкальный фургон". Деньги на него собрали студенты, они же ее и построили. Находилась она в корпусе, где размещался музыкально-педагогический факультет. Позже ректор вуза передал помещение дискотеки под учебную аудиторию для будущих учителей труда, там сделали тракторный класс.

"Это нами на то время воспринималось примерно так, как то, что немцы сделали в Ясной Поляне конюшню", - шутит Шемет.

Инициаторами создания дискотеки, по его словам, были Александр Абрамчук (ныне известный жителям как владелец кафе "Пан Заваркин") и Владимир Дибущак, на то время студент исторического факультета. Последний - автор более десяти книг о Deep Purple, Pink Floyd. Он считается одним из ведущих рок-историков восточной Европы. Работал в городском комитете комсомола, а затем на заводе "Аналог" заместителем директора.

"Очень интересный человек, который прославил Винницу среди мирового рок-сообщества", - подчеркивает Шемет.

Интересным местом также является ресторан "Русский чай" (в народе - "Чайник", - ред.), что на улице Артынова (тогда - ул. 9-го января, - ред.). Весь "кайф" этого полуподвального помещения, по словам Александра Шемета, был в его расположении: в самом центре города, недалеко от стометровки между кинотеатром им. Коцюбинского и "Парижем".

"В "Чайнике" была очень демократичная атмосфера, каждый постоянный посетитель имел свою чашку. А кофе можно было выпить прямо на улице. Это чисто наша винницкая неспешная жизнь. Когда Валерий Дятлов (он же - певец Лерри Вин переезжал в Киев, я поинтересовался, зачем он это делает. Он пояснил, что Винница – это словно вечный День сурка: встал утром, умылся, почистил зубы, пошел в "Русский чай". Там что-то спланировал, обсудил какие-то проекты, пришел домой и лег спать. Утром встал, выпил кофе, пошел в "Русский чай".

Сейчас главная цель Александра Шемета и его единомышленников - создать в городе новое культурное пространство. "А воспользуются ли этим другие, это уже воля Провидения. Делай то, что должен и можешь, а все остальное...".

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme