Окунуться в прошлое: Что такое исторические реконструкции и кому они нужны

Внешняя сторона реконструкции — это обычно фестивали различной продолжительности и в различных форматах, а за кулисами остается длительная работа с источниками

Сергей Бахмутов

Пандемия и карантин оставили украинцев без многих фестивалей, но интерес к ним не угасает. Ежегодный фестиваль "Винница — столица УНР" известен большинству винничан военно-историческими реконструкциями. Один из организаторов фестиваля вообще и реконструкций в частности — Александр Федоришен, директор Центра истории Винницы, историк и опытный реконструктор. По просьбе Depo.Винница Федоришен приоткрыл завесу и рассказал о том, как готовятся и для чего проводятся такие действа.

Александр Федоришен — не как реконструктор, а как директор Центра истории Винницы

Александр, военно-историческая реконструкция для зрителей — это такое себе шоу не без морали. А для реконструкторов?

— Военно-историческую реконструкцию принято называть хобби или видом досуга. Но для большинства людей, вовлеченных в это дело, это стиль жизни. И реконструкции далеко не всегда рассчитаны на зрителя. Мой коллега Святослав Лихо сформулировал замечательное и понятное определение, что такое историческая реконструкция: способ познания истории через личные впечатления.

Корни этого явления уходят в XIX век. Считается, что первые попытки воспроизведения материальной культуры прошлого состоялись в Британии и были связаны с интересом к Средневековью. Впоследствии это дело подхватили исследователи и любители старины, музейщики.

Для Украины это явление достаточно молодое. Началось оно в конце 1980-х годов. Это были молодежные движения, связанные тогда еще с комсомолом, которые интересовались военной историей Российской империи. Считается, что в СССР реконструкцию "родила" тема интереса к эпохе Наполеоновских войн, а в Украине (еще советской) — интерес к козачьей теме. Уже в рамках работы Центра истории Винницы мы собрали материал о козацком походе студентов истфака 1990 года. Поход этот трудно назвать исторической реконструкцией: это была скорее этнографическая экспедиция, но его участниками двигало желание окунуться в прошлое.

В Виннице это движение здесь тоже имеет свою историю. Начало его связано с интересом к эпохе Средневековья, периоду Киевской Руси. Опытные винницкие реконструкторы — члены клубов "Белый волк" и "Аркона", жители Винницы не раз видели воспроизведенные ими рыцарские бои. Более масштабными, чем рыцарские поединки, были военно-исторические реконструкции, посвященные Дню освобождения Винницы от нацистских захватчиков в 2009-2010 годах.

А несколько лет назад в Виннице начался ежегодный фестиваль "Винница — столица УНР", в рамках которого воспроизводились события Украинской революции. Кроме того, реконструкторы регулярно проводят уроки "живой истории".

Историческая реконструкция в центре Винницы

Реконструкторы — это преимущественно историки?

— Нет, это не обязательно историки или музейщики. Иногда да, но во многих случаях — нет. Человек может работать в адвокатской или ІТ-компании, быть курьером, учителем, журналистом, да хоть работником министерства иностранных дел, а свободное время посвящать погружению в прошлое. Диапазон профессий реконструкторов не просто широк, а необъятен. Все зависит не от профессии, а от мотивации.

Например?

— Для одних людей это вопрос семейных историй, для других — воплощение каких-то желаний, проверки на практике исследований, для кого-то — отдых от обыденности, еще для кого-то — просто возможность надеть униформу, например, пехотинца армии Севера во время Гражданской войны в США, почувствовать себя не таким, как другие люди.

Кто-то мечтал быть актером, но не получилось ...

— Да, и это важно тоже. Вот скажу о себе. Еще со времени учебы в школе и в университете для меня никогда не была чужда тема театра, и почему-то всегда у меня это было связано с военными формами. То ла это было совпадение, то ли на уровне подсознания меня тянуло именно к этому. Роли были разные — то старый солдат-рекрут из "Сватовства на Гончаровке", то полковник СС в спектакле о Второй мировой, то еще что-то подобное. Я вырос в уважении к форме. Связано это с отцом и покойным дедушкой, которые посвятили свою жизнь пожарной охране Винницы.

В 2012 году для меня было очень важным знакомство с единомышленниками-реконструкторами из Каменца-Подольского и Киева. Ребята качественно работали над темой украинских вооруженных формирований революционной эпохи, и это вызвало искреннее восхищение и уважение.

Говорят, именно вы — инициатор возрождения масштабных реконструкций в Виннице, то есть, как вы говорите, фестивальных вариантов.

— Не только я. Это была "res publica" — общее дело, к которому был причастен. В 2016 году фестиваль стал совместной инициативой ОО "Живая история" и Винницкого исторического общества.

Внешняя сторона реконструкции — это обычно фестивали различной продолжительности и в различных форматах, а за кулисами остается длительная работа с источниками: документами, приказами, историческими исследованиями, воспоминаниями, описаниями и рисунками, фото- и видеоматериалы, если речь идет о ХХ столетии. Не менее важны — внутренние мероприятия без зрителей.

Как по мне, для реконструкторов очень важна среда, ощущение сообщества. Это люди, которые не чувствуют среди "своих" никаких языковых, возрастных и социальных барьеров. Не определяют, кто из них главный. Сообщество жестко не расслоено "по рангам и чинам".

Читайте также: Атмосферность, "хранилище ядерных отходов" и коллекция "вау": Как Музей Винницы будет беречь идентичность горожан

Вернемся "за кулисы". В масштабных, по нашим украинским представлениям, реконструкциях, участвуют люди не только разных профессий, но и жители разных городов. Как это координируется? Как проходят репетиции или какое-то слаживание действий?

— В этом, пожалуй, и есть особенность, и уникальность таких мероприятий. В Украине к сожалению, нет событий того уровня, которые действительно нуждаются в многодневных репетициях. В мире бывают реконструкции, к которым привлекаются тысячи участников. У нас — это формат взаимодействия клубов и обществ. В каждом из этих обществ есть человек, который отвечает за сплоченность, за организационные процессы. Своеобразный лидер. Для внутреннего слаживания проходят различные полевые выходы. Без телефонов и других вещей XXI века они выходят в зону, где, например, происходили какие-то исторические события. Есть определенный сценарий, по которому они движутся. На реконструкциях перед началом действа происходит "совещание командиров". Особое внимание уделяется безопасности. Инструктажи, правила обращения с выхолощенным оружием, использование пиротехники — с этим все строго. Во время реконструкции все должны оставаться живы и здоровы, участники и зрители.

Во время военно-исторических реконструкций используется только выхолощеное оружие

Но если нет репетиций, то что-то может пойти не по сценарию ...

— Может. И самые памятные моменты именно такие. Расскажу об одном.

Каменец-Подольский, 2019, День Независимости. У нас был незапланированный сценарием "штурм" реплики нашего броненосца "Атаман Петлюра" подразделением деникинцев. "Штурм" мог закончиться очень печально: пиротехническая граната разорвалась возле места, где хранился бензин. Нас спасла предусмотрительность водителя броненосца, который перед этим накрыл канистру увлажненной тряпкой, которая спасла нам здоровье, а может, и жизни. Это возвращает нас к вопросу о безопасности, ведь такого не должно быть априори. Возможно, публика была бы в восторге, если бы посреди парка натурально поднялся вверх несколькометровый столб огня и дыма, но быть в роли натурально обгоревших воинов было бы не очень хорошо. Киношники такое время от времени делают, но мы не же каскадеры. Это была нам наука, и, к счастью, все обошлось.

Олеся Коваль, реконструктор нашего общества, всегда имеет с собой медицинскую сумку, в которой есть вещи для первой помощи. Сестра милосердия — это не только ее образ в реконструкциях, это и готовность действительно оказать доврачебную помощь. Соответствующие навыки у нее тоже есть, она проходила специальные курсы.

Олеся Коваль в роли сестры милосердия

Олеся Коваль "в миру" — заместитель директора Центра истории Винницы

Скажите несколько слов о финансовой стороне дела.

— В фестивальных событиях больше всего тратят деньги на трансферы: приезд и поселение людей, перевозка техники. Формы, макеты оружия, амуниция — это "забота" самых реконструкторов. Большинство оплачивают они сами, для чего находят спонсоров, какие-то вещи занимают у коллег. Почти все держится на энтузиазме и содействии, хорошем отношении. Как по мне, в Украине удается держать здоровый баланс реконструкций, чтобы не превращать их в инструмент для политических игр. В противном случае будет "кто платит, тот и заказывает музыку". Как у нашего "северного соседа", где в исторические реконструкции вливаются немалые деньги, но там это все давно поставлено на службу государству как эффективный инструмент пропаганды. Хотелось, чтобы в Украине оставалось это на том уровне, который есть, развивалось естественным путем, не превращаясь ни в шоу, ни в пропаганду. Хочется, чтобы реконструкции фестивального типа были прежде всего просветительскими. Как говорит коллега-реконструктор Виталий Головенько, реконструкция — это не про войну, это о мире.

Виталий Головенько — опытный реконстуктор, а в реальной жизни — юрист

На публичных мероприятиях наша цель — заставить людей задуматься, заглянуть в домашние фотоальбомы, поинтересоваться семейными историями, почитать что-то о том или ином периоде. Наши польские коллеги эффективно используют это в музеях, где реконструкторы являются друзьями, помощниками, а часто непосредственными сотрудниками учреждений. Дети с такими наставниками чувствуют себя настолько комфортно, что привлекают туда родителей, дедушек, бабушек, впоследствии сами проводят для них экскурсии.

Чем отличается реконструкция от театра? В театре мы смотрим на игру актеров в стилизованных костюмах. А вот в реконструкции важны мелкие детали. Например, в одежде — это и ткань, и ее цвет, и швы, и пуговицы. Ценность "рекона" не только в действе. Но и в том, что можно держать в руках вещь, максимально приближенную к той, которой пользовались сто, двести лет назад. Конечно, "картинка" для публики имеет свой "вау-эффект" и определенную условность, что не всегда соответствует реалиям того или иного времени. Например, в 2019 году в Виннице во время реконструкции были задействованы три броневика, но сто лет назад это была роскошь: в Армии УНР осенью 1919 года было не более десятка бронемашин на всем Правобережье. И три машины на одном участке фронта вряд ли можно было собрать.

Броневик "Атаман Петлюра" во время реконструкции в центральном парке Винницы

Реконструкция — незаменимая штука для кино. В Украине такое взаимодействие только развивается: наше кино очеловечивается, и в нем важное место занимает история. К сожалению, не всегда реконструкторы и киношники находят общий язык. Для реконструкции важна аутентичность, для кино — зрелище. Есть популярный мем на тему, как из кинозала выводят не совсем адекватного чувака (он не сдерживаясь, все критикует, кричит, что все не так и неправильно). Зрители спрашивают "Кто это?". И ответ: "А, это же реконструктор". Не все обращают внимание на то, что Ежи Гофман воткнул в руки воинам Речи Посполитой 1649 винтовки Мосина, которые появились только в конце XIX века, но реконструкторы это видят.

Кстати, реконструкция приходит на помощь не только историческому кино. Например, в фильме ужасов "Ведьма. Сказка Новой Англии" до мельчайших деталей воссоздана среда колонистов-поселенцев Северной Америки ХVИИ века. Фильм построен по канонам фильма ужасов, но это уникальный пример использования исторической реконструкции.

Сколько в Виннице таких любителей "окунуться в прошлое"?

— Наверное, до сотни постоянных и непостоянных.

Сцены из военно-исторической реконструкции в центральном парке Винницы

Ваши собственные выводы из фестивалей реконструкции? Они достигают поставленной цели?

- В определенной степени, да. Я "коллекционирую" отзывы о них. Не написанные, а услышанные. Когда все обнимаются и фотографируются, я хожу и слушаю, о чем говорят, и понимаю, что людям это нужно. Кроме возгласов восхищения увиденным, я часто вижу слезы. Особенно это заметно на фестивале "Живая история" на бывшей ставке "Вервольф", где воспроизводятся события Второй мировой. Эта рана во многих семьях еще не зажила.

Среди реконструкторов немало участников боевых действий нынешней войны с Россией и участников Революции Достоинства. Часто люди считают, что реконструкторы в стране, находящейся в состоянии войны, — это игрушки, другие же убеждены, что это ценно с точки зрения процесса воспитания. Реконструкторы — чуть ли не самые желанные гости во многих воинских частях, где командиры заботятся об изучении истории украинского войска и патриотическом воспитании.

Сцена из военно-исторической реконструкции в центре Винницы на Европейской площади

Максим Шимко, единственный житель Винницы среди Героев Небесной Сотни, был реконструктором. Сейчас в память о нем проводятся рыцарские турниры. Наш фестиваль в 2019 году был посвящен памяти друга Чумака — реконструктора Саши Маркива, который погиб на Светлодарской дуге за 10 дней до обещанного приезда на наш фестиваль ... В конце концов, наши "баталии" ежегодно собирают сотни зрителей, значит, это кому-то нужно, кроме нас самих.

Фото: Сергей Бахмутов

После реконструкции

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница