Вадим Мазурик: "Дискуссии о нужности общественного телевидения давно закончились"

Представитель Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания в Винницкой области Вадим Мазурик - о ликвидации ВДТ, проблемы с "цифрой" и ограждения от симулякров

Вадим Мазурик: "Дискуссии о нужности общ…

Ликвидация Винницкой областной ТРК "ВИНТЕРА", о которой объявили в конце августа, - лишь один из этапов создания в Украине общественного телевидения. О том, как происходит процесс, и о проблемах, с которыми приходится сталкиваться на этом пути, рассказал в эксклюзивном интервью Depo.Винница представитель Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания в Винницкой области Вадим Мазурик.

25 августа председатель Госкомитета по телевидению и радиовещанию подписал распоряжение о ликвидации областных ТРК, в том числе и Винницкую. Что это означает для самих компаний, для зрителей и слушателей?

- Сегодня у нас в области есть три телерадиокомпании, которые работают как в области аналогового вещания, так и в сети Т2, то есть цифровой. Это ТРК "Винниччина", ОГТРК "ВИНТЕРА" и ИТА "ВИТА". Судя по всему, мы за два с половиной месяца будем иметь уже две региональные телерадиоорганизации, поскольку областная государственная ТРК "ВИНТЕРА" будет ликвидирована как юридическое лицо, как и остальные областных гостелерадиокомпаний. То есть все они превратятся в структурные подразделения Национальной телерадиокомпании. Вместе с тем, Национальная телерадиокомпания тоже сейчас реорганизуется, потому что закон предусматривает именно создание Национальной общественной телерадиокомпании Украины, НСТУ. К счастью, дискуссии по поводу того, нужно ли общественное телевидение, уже давно закончились. Сейчас все понимают, что без него в принципе быть не может.

Какими должны быть изменения после внедрения общественного вещания?

- Должна быть выстроена сама система общественного вещания, ориентированная на разные слои слушателей и зрителей и на темы, которые раньше обходила государственная ТРК. Люди поэтому и смотрят общественное телевидение, потому что они там находят то, что их реально интересует. Поэтому в этой ситуации важно, чтобы именно таким образом и реализовывалась концепция общественного вещания.

Как будет финансироваться общественное телевидение?

- В соответствии с законом, есть целый ряд источников наполнения бюджета. Это и продажи собственной теле - и радиопродукции, и абонплата, и бюджетные средства, и реклама (правда, за исключением рекламы алкоголя). Украина здесь не придумала ничего нового, так работает общественное вещание во многих странах. Очень важно найти финансирование таким образом, чтобы не зависеть исключительно от бюджета. Иначе, в условиях чисто бюджетного финансирования, общественное вещание рискует скатиться до государственного телевидения. Именно поэтому общественное вещание во всем мире пытается дифференцировать источники поступления средств. И нам нужно выстраивать такую систему, которая сделает невозможным давление на общественного вещателя.

Очень непростым является вопрос абонплаты. Здесь срабатывает психология: человек купил телевизор и в принципе считает, что ее отношения с продавцом завершились. А тут ей предлагают вносить абонплату фактически за то, что у нее дома стоит телевизор. Но, судя по всему, другого выхода нет: гражданское общество не просто формирует контент общественного вещателя, оно заботится, чтобы этот вещатель мог жить и развиваться.

А в других странах какой размер абонентской платы?

- В Германии около 280 евро на год, немножко ниже в Британии, в Польше - 45 евро. Польская плата - самая низкая из всех стран ЕС.

Предусмотрены ли механизмы, при которых человек может не вносить абонентскую плату за общественное телевидение, если не хочет его смотреть?

- Не предусмотрено. Это предугадать невозможно. И если ввести такой механизм, дела вообще не будет... С другой стороны, здесь не может быть и улицы с односторонним движением: вы нам дайте денег, а мы вам что-то отснимем. Потому что "нечто" уже не пройдет. Когда человек платит деньги, он вступает в такие отношения, что может говорить: я имею влиять на эту ситуацию, я хочу слышать не концерт очередного "имярека", которого дустом с канала потом не выведешь, а ответы на те вопросы, которые интересуют меня и моих детей. Поскольку телевидение - самое массовое средство коммуникации, то это означает, что мы должны с этого телевидения получить ту информацию, в которой нуждаемся.

Общественное телевидение должно предоставлять продукт, интересный для общества. Но общество - это и студенты, и пенсионеры, и предприниматели. И пенсионерка не хочет смотреть то, что интересно предпринимателю. Кто и каким образом будет это регулировать?

- Конечно, суперуніверсальним быть нельзя. Нельзя объединить "коня и трепетную лань" и выдать продукт, который будет одновременно интересен и школьникам, и пенсионерам. Мне кажется, в идеале должны быть три канала общественного телевидения: первый - универсальный, второй - посвященный культуре и третий, который бы базировался на региональном вещании. Тогда это действительно был бы общественный вещатель, который бы охватывал максимальное количество аудитории.

В Германии я смотрел по каналу АRD, это общественное телевидение, ток-шоу. Ток-шоу не классическое, не развлекательное, а "круглый стол". Человек шесть обсуждали вопросы, связанные с пенсионным реформированием. Это шоу, я потом прочитал, получило рейтинг свыше 38% - заоблачная цифра. Не было спецэффектов, характерных для коммерческих ТВ, не было "супер-картинок". Зато по максимуму были включены возможности интерактива. Кстати, этот канал занимает в Германии в рейтинге популярности первое место. Канал ZDF, тоже общественный вещатель - третье место. Это означает, что страна доверяет общественным вещателям. В Швеции - семь каналов общественного вещания, из которых пять - нишевые. Нишевое общественное вещание дает возможность "привязывать" аудиторию, которая интересуется конкретными вопросами.

Из опыта Германии, Швеции, других стран - в чем главное отличие контента каналов общественного телевидения от коммерческих? Ведь и там, и там есть и фильмы, и ток-шоу, и другие передачи. Что заставляет людей смотреть именно общественный канал?

- Суть коммерческого канала, и это нормально - зарабатывать деньги. Для собственника, для инвестора главное - получать выгоду. Общественный вещатель такой цели не ставит. Это организация, которая не заинтересована в том, чтобы вымыть из людей средства. Для общественного вещателя главное - дать точную, объективную и беспристрастную информацию. Нет там дорогостоящих кулис, студий, которые можно увидеть на коммерческих каналах. И это понятно, потому что нет таких средств. Важнее - создать три-четыре новых программы. При этом сам термин "общественное вещание" - это тоже не панацея. Многое зависит от профессионализма тех, кто там работает.

Для того, чтобы нормально существовало и действовало общественное телевидение, предусмотрено, в частности, создание Наблюдательного совета, который будет отвечать за решение двух вопросов: финансирование и невозможность давления. Как проходит процесс создания совета?

- Законом предусмотрено, что в состав Наблюдательного совета входят по одному представителю от депутатских фракций и групп Верховной Рады Украины (не народные депутаты, а именно представители от фракций и групп) и девять членов от общественных объединений и ассоциаций, специализирующихся на журналистике, правозащитной сфере, образовании и науке подобное. При этом члены Наблюдательного совета НСТУ от общественных объединений и ассоциаций избираются путем рейтингового голосования на соответствующих конференциях общественных объединений и ассоциаций, отдельно по каждому виду деятельности, которые проводятся Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания. Итак, в состав Наблюдательного совета должны войти люди, которые действительно понимают, с чем имеют дело, профи.

И кто будет гарантировать их профессионализм? Ведь среди них могут быть и непубличные лица, до сих пор широкой общественности неизвестны.

Гарантии в том, что их представляет реальная фракция (или конкретная ассоциация). Знаете, что меня лично беспокоит не как чиновника, а как человека, как гражданина? Симулякры (копия того, что на самом деле не существует, - Ред.). Можно назвать телекомпанию, как некогда это сделали в России, ОРТ - "общественное русское телевидение", но до общественного вещания она никакого отношения не имеет. Это классический симулякр. Поэтому очень хочется, чтобы у нас было создано настоящее общественное вещание.

Какие сроки создания общественного телевидения?

- Несмотря на определенные практические шаги в этом направлении, можем надеяться, что уже в конце 2015 года будем говорить об общественном телевидении как о данности. А в следующем году он заработает на полную.

А какая ситуация у нас с цифровым телевидением?

- 17 июня закончился переходный срок выполнения Регионального соглашения "Женева-2006", которую 16 июня 2006 года подписали 104 государства. Суть соглашения - отказ от аналогового вещания и переход на цифровое. В Украине этот процесс разбит на четыре этапа, и различные области попали в разных очередей. Первый этап начался в июле и продлится до декабря. Мы попали ко второй очереди, которая начинается в декабре. И здесь есть два принципиальных момента. Первый - покрытие. Значительная часть территории области лишена цифрового сигнала - свыше 30%. Причина этому - сложный рельеф местности, да и некоторые передатчики следовало размещать в других местах. Поэтому сейчас надо хорошо подумать, каким образом заполнять "мертвые зоны". Вторая проблема - отсутствие у населения достаточного количества тюнеров. На сегодня определенным плюсом является то, что Нацсовет обязал провайдера цифровой сети "Зеонбуд" раскодировать сигнал, но это решает проблему только для тех, кто имеет телевизоры последних поколений. Понятно, что количество таких людей невелико, особенно в сельской местности. Поэтому проблема остается актуальной.

И сколько есть времени, чтобы исправить ситуацию?

Насколько я знаю, до лета 2018 года мы должны окончательно распрощаться с аналогом.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme