Кружево из скорлупы: Как винничанка создает "ювелирные" писанки
Если подольскую писанку Анастасия Фомина свято оберегает от "чужеродных" элементов, то в авторских работах полет ее фантазии неудержим
Винничанка Анастасия Фомина увлеклась писанкарством несколько лет назад. Сейчас этим уже никого не удивишь – древнее народное искусство осваивают дети и взрослые, мастерицы (писанкарство издавна считалось женским делом) дают платные и бесплатные уроки всем желающим, писать писанки учатся даже иностранцы, которые временно проживают в Украине или приезжают сюда как туристы. Но журналистку Depo.Винница очаровали не только традиционные подольские писанки Анастасии, но и (прежде всего!) авторские работы мастерицы: она создает настоящее кружево из яичной скорлупы.
Традиции – это святое
"Писать писанки я хотела научиться давно. Когда-то даже в музее писанки в Коломые, пысачок купила, искала информацию об этом искусстве (это сейчас ее много есть, а тогда столько не было), но первые попытки оказались неудачными. Что-то не то было с цветами, – признается Фомина. – Это потом мне подсказали, в чем дело (я неправильно разводила краски), да и доступных публикаций на эту тему больше появилось. А поначалу цвета у меня получались блеклые, некрасивые. Еще бабушка моя мне когда-то рассказывала, что в селе Медвежье Ушко (это недалеко от Винницы) одна женщина на заказ писала писанки. Бабушка запомнила, что у тех писанок был черный фон, и говорила, что сделать такой черный фон было сложнее всего. Словом, после первых попыток я бросила это занятие. А несколько лет назад попала на мастер-класс в Центр народного творчества, познакомилась там с Натальей Сентемон и Мариной Верховой, которые исследовали подольскую писанку. Сначала я посещала мастерклассы как ученица, а потом уже и других учила. Радуюсь тому, что Марина Верховая, у которой я брала уроки, подарила мне свою книгу с автографом".
Читайте также: Пасхальные забавы: Как в центре Винницы создают гигантскую подольскую писанку
Анастасия пишет писанки только своего региона – Подолья, хранит и никогда не изменяет ни цвета, ни символы, придерживаясь древних традиций.
"Все, что дошло до нас через века, должно быть незыблемым, – только так можно сохранить древнее писание наших предков. Писанку же не рисуют, а именно пишут. Поэтому и название такое – писанка. Каждый символ имеет определенное значение", – подчеркивает художница. При этом она осознает, что все толкования символов – это предположения исследователей.
Стоит акцентировать внимание на том, что Настя не придерживается православных обычаев, ее интересуют дохристианские верования, обряды, традиции и символы. Подчеркивает дохристианское происхождение символов она и в текстовой части мастер-класса, опубликованного на сайте областного центра народного творчества: "Символика наших писанок сохранилась с древних дохристианских времен практически не измененной, поскольку вносить свои элементы в традиционный рисунок нельзя было. И хотя у каждой мастерицы был свой почерк, основа писанки − символика и цвет – оставались неизменными. Цветовая гамма подольских писанок одновременно яркая и сдержанная, контрастная. Обычно подольская писанка имеет черный фон (святая земля), белый контур символа и красно-желтые цвета. Иногда добавляется зеленый, оранжевый, коричневый цвет, синий – крайне редко, практически никогда".
Дряпанки
Но если подольскую писанку Настя свято оберегает от "чужеродных" элементов, то в авторских работах полет ее фантазии неудержим. В частности, Настя создавала дряпанки.
"Когда я впервые увидела дряпанки Татьяны Мороховец (к сожалению, недавно она ушла из жизни), я просто замерла от восторга. До уровня этой талантливой художницы мне далеко – у нее настоящие картины на скорлупе. Я ограничилась растительными узорами и считаю, что это был просто один из моих экспериментов", – рассказывает Настя.
Читайте также: Редкое хобби: Как винницкая певица взялась за возрождение забытого "свадебного" искусства
Ювелирные эксперименты
Однако есть в активе Анастасии результаты и других экспериментов. И, хотя в последнее время мастерица вернулась к традиционным подольским писанкам, именно авторские работы выделяют Фомину из числа многих других мастериц. Мастерица раньше работала на ювелирной фирме, и поэтому ее авторские писанки – это ювелирные произведения в буквальном смысле слова. "Написаны" они не привычными инструментами, а кислотой и специальной бормашиной. Комбинируя вытравливание и вырезание по скорлупе, Анастасия получает филигранное объемное кружево.
Читайте также: "Прощай, крестик!": Как учительница из Бершади возрождает вышивку Восточного Подолья
"Мир прекрасен в его разнообразии"
Стало интересно, что думает Настя о других осовремененных "писанках" – с церковными мотивами, с цветами и портретами.
"Мое мнение таково: в этом нет ничего плохого, – делится мыслями художница. – Просто необходимо разделять традиционное народное искусство (в данном случае рисование) и авторские изделия, суверниры на ту или иную тематику. Пасхальные сувениры изготавливаются и из дерева, и из пенопласта, их раскрашивают, вышивают нитками, бисером, лентами (я тоже пробовала вышивать, но не по ткани, натянутой на деревянную или пенопластовую основу, а просто по скорлупе), они бывают керамические, металлические – какие угодно. Это красиво и изысканно, но не надо это называть традиционными писанками. Так же, как следует различать традиционную вышитую рубашку и просто блузку с вышивкой. Мир прекрасен в его разнообразии, и это прекрасно, когда каждый человек может внести в разнообразие свой вклад".
Читайте также: Для будней и праздников: Как мастерица из Могилева-Подольского поставила народную вышивку на службу современной моде
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница