Электробандура и "саундтрек современных железных дорог": В Виннице продолжается "фартовый" джазфест
В концертном зале во время открытия ХХІ фестиваля Международных дней джазовой музыки был полный аншлаг
Что там дождь, когда в Виннице ТАКОЙ джаз! В концертном зале во время открытия ХХІ фестиваля Международных дней джазовой музыки был полный аншлаг. Несмотря на все самодеятельные исследования, которые свидетельствовали о том, что джаз в Виннице слушают люди средней возрастной группы, в зале были дети (видно, ученики музыкальных школ и студий), студенты, те самые представители средней возрастной группы и немало людей пенсионного возраста. Поэтому джаз слушают жители города всех возрастных категорий. Более того, в этом году даже открывали фестиваль трое зрителей и они, хоть и выбраны совершенно случайно, тоже были представителями разных возрастных групп.
Да-да, в этом году фестиваль открывали не только его "мать" и "отец" – Ирина Френкель и Павел Третьяков, но и зрители, которые нашли на своих креслах специальные отметки. Так как места в билетах не указаны и каждый садился, где смог или захотел, то хоть как-то подтасовать результат такого выбора было абсолютно невозможно. Поэтому запускать фест на сцену вышли 11-летний школьник и воспитанник школы искусств "Вишенка" Ярослав, 17-летняя студентка Валерия и Ирина – возраст у нее не спрашивали, но она гордо сообщила, что была на концертах всех винницких джазовых фестивалей и гордится этим.
Возможность выиграть право открыть фестиваль была одним из элементов "фартовости" Дней джазовой музыки. Фестиваль же назвали "фартовым" номером – 21. Еще одним из таких элементов была возможность выиграть диски с записями концертов исполнителей, которые приехали в Винницу. А до начала фестиваля организаторы разыгрывали скидку на билеты. Скидка составляла, как можно догадаться, 21%.
Впрочем, даже без этих материальных и нематериальных бонусов винничане (и не только они, потому что на фестиваль приезжают люди из других городов) считали улыбкой судьбы возможность слушать невероятных исполнителей.
Первыми на сцену вышли музыканты необычного украинской группы "KOLOYOLO". Необычна она, прежде всего, тем, что Ольга Гончаренко поставила на службу джаза бандуру. Правда, не обычную, а электробандуру. Бандура в паре с гитарой (Николай Гончаренко) и виртуозной перкуссией (Алик Фантаев) поразила бывалых джазоманов, которые такого еще не слышали. "KOLOYOLO" – "Коля и Оля", как объяснили Гончаренко, – нередко выступает дуэтом, но часто берут в "союзники" перкуссионистов.
Кроме необычного вплетения бандуры в джазовые ритмы, зрителей завораживал вокализ Ольги – такой себе живой музыкальный инструмент, который и "обеспечивал" основу некоторых композиций. Поскольку Гончаренко поставили себе цель выполнять украинский джаз, то и в дальнейшем собираются экспериментировать с украинскими народными музыкальными инструментами. Не исключено, что в следующих программах джазовых фестивалей снова появятся их имена, но перечень музыкальных инструментов будет другим.
Во втором отделении первого концерта фестиваля на сцене было Трио Владимира Тарасова. Это литовская группа, в состав которой, кроме руководителя и супервиртуозного барабанщика Владимира Тарасова, входят саксофонист Людас Моцкунас и басист Евгениюс Каневичюс. Зрители аплодировали стоя, и музыканты, несмотря на свою невероятную популярность, даже засмущались.
Немало любителей джаза и музыкальных критиков считают Владимира Тарасова лучшим барабанщиком и джазовым исполнителем со всего бывшего СССР, но он скептически относится к определению лучших в этом искусстве: "Это же не Олимпийские игры: прибежал быстрее – вот ты и лучший. Очень много замечательных барабанщиков: один играет одно, другой – другое. Главное, чтобы музыкант был личностью. Научить играть быстро и технично можно любого, даже собаку, а уметь не играть, но чтобы это была музыка – трудно. Пауза в музыке часто больше значит, чем звук. По крайней мере для меня это равноценно... Есть творцы, а есть исполнители. К сожалению, создателей очень мало в музыке. Традицию и школу, конечно, нужно знать, но зачем мне играть то, что кто-то играет лучше меня, лучше искать себя", - считает Тарасов.
Поиск себя в музыке Тарасову точно удался и отрицать этого не может никто. Вот и на винницком фестивале его трио дало совершенно необычный концерт. Это была даже не музыка в привычном смысле слова, потому что нередко зрителям казалось, что никаких нот исполнители не признают. Такой себе звуковой спектакль. Кстати, на одно действие – концертный номер был один, но большой. Да и играли они, похоже, каждый свое, но вместе звуки составляли целостную картину – как сочетаются пение птиц и шум деревьев в лесу или плеск волн и крик чаек на морском берегу. Только во время концерта трио Владимира Тарасова каждый слышал что-то свое.
Кстати, впервые Тарасов был в Виннице еще во времена СССР. Тогда Винница произвела на него приятное впечатление, а сейчас, по его мнению, она превращается в приятный европейский город, в который хочется приезжать еще и еще.
Второй концерт первого дня фестиваля открыл квартет Мишеля Майса (Люксембург, Франция, Германия). Квартет выступает в стиле джаз-фьюжн. Никаких рамок – стандартные джазовые мотивы, импровизации с электронными технологиями, панк, метал, народная и классическая музыка – все это создавало не винегрет, а уникальную музыкальную идентичность группы. В его состав входят Мишель Майс (барабаны и композиция), Стефан Голдбах (контрабас), Алиса Кляйн (тромбон, вокал) и Гендрик Ханриот (фортепиано).
Первый фестивальный вечер завершил концерт немецкой группы DAS HOBOS. Музыканты говорят, что вдохновение находят в... старых железных дорогах, а собственное творчество называют "музыкой урбанистической лени", а свои волшебные, почти медитативные мелодии определяют как "саундтрек современных железных дорог". Эдакая медитативная музыка для тех, кто никуда не спешит и умеет слушать жизнь.
Словом "Hobos" 100 лет назад называли бездомных путешественников, которые кочевали из города в город на грузовых поездах в поисках временной подработки. Вот и участники трио "Das Hobos" Лео Хопфингер, Том Симонетте и Фрэнк Нагель раз в год отправляются в такое себе полубродяжническое путешествие, хоть и не имеют потребности таким способом искать заработок. Зато вдохновляются перестуком колес и романтикой дороги. И так записывают очередной альбом. Говорят, с одного дубля. Ведь джаз – это всегда импровизация, а эмоции трудно прочувствовать еще раз.
Ну и как же с таким взглядом на музыку без экспериментов? Лео Хопфингер, например, использует музыкальный инструмент, сделанный из... портсигара. Говорит, что такая странность – единственная в мире.
Сегодня, 24 сентября, с 17:30 винницких джазоманов будут развлекать норвежец Ян Гуннар Хофф (за роялем), австро-словацкое трио Йорга Ляйхтфрида, зажигательные французы – проект "BATUNGA & The SUBPRIMES", а также американское трио Сайруса Честната.
Фото: Сергей Бахмутов, "Собственно.инфо"
Напомним, в прошлом году юбилейный джаз-фест в Виннице открывал львовский оркестр под управлением советника мэра.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница