Как винницкий джазфест бил рекорды по количеству аплодисментов и оваций
Организаторы фестиваля уже знают, кто приедет в Винницу в следующем году, но старательно молчат, сохраняя интригу
Хлопнула крышка рояля, который уже сняли со сцены ТРК "Винтер", – вчера, 24 сентября, еще один джазовый фестиваль в Виннице завершился. Завершился под бурные аплодисменты и овации, которыми неизменно закрывались и все двадцать предыдущих фестивалей. Даже избалованная многими годами фестивалей когорта ярых винницких джазоманов, которая была убеждена, что в джазе их уже ничем удивить нельзя, все же была очарована многими выступлениями, особенно – последним концертом фестиваля. Впрочем, и первая часть второго фестивального дня была достойна внимания не меньше.
Первым в воскресенье на сцену вышел норвежский пианист и композитор Ян Гуннар Хофф. Сольный концерт одного из самых известных в Норвегии музыкантов покорил сердца любителей классического джаза, хотя, как и большинство джазменов, Хофф не замыкается в рамках одного стиля. Он пишет музыку не только для сольных концертов, но и для камерного оркестра, хора, да и сам играет не только соло, но и в составе музыкальных коллективов. В Виннице же он играл так, будто на сцене находился целый оркестр. Лирические мелодии останавливали время, зал погружался в размышления и воспоминания, застывшие взгляды зрителей свидетельствовали о том, что в душе каждого из них пианист пробудил их собственную музыку.
За Хоффом, пришла очередь трио Йорга Ляйхтфрида (Австрия – Словакия). Авторский классический джаз. Что особенно порадовало жителей и потешило их гордость касательно "своих" фестивалей, так это то, что для винницкого фестиваля готовилась эксклюзивная программа. Это был вечер мировых премьер. Лирические композиции и неожиданные сочетания стилей.
Йорг начал свое музыкальное образование с игры на классическом гобое. В 14 лет заинтересовался джазовой музыкой и уже не сомневался в том, что именно она будет делом его жизни. В 2009 году получил степень мастера искусств в Венской консерватории и с 2010 года преподает пианизм на джазовом отделении. Между тем активно гастролирует в сотрудничестве с различными музыкантами, срывая овации в известных концертных залах.
И последний концерт фестиваля – ах, даже не верится, что у такого большого праздника музыки есть не только начало, но и конец! – сумасшедшие аплодисменты в течение нескольких часов. BATUNGA&SUBPRIMES (Франция) и трио Сайруса Честната, буквально "порвали зал", утверждают фанаты. Туба, саксофон, барабаны, тромбон и даже банджо и сузафон являлись единым целым и уже с первых минут заставили зрителей подтанцовывать и энергично похлопывать в такт по коленям и бедрам, а аплодисменты иногда, казалось, звучали громче самой музыки.
"Танцуй, пой, играй прямо сейчас – жизнь кипит, живи, радуйся здесь и сейчас – не откладывая ничего на потом!" – под таким лозунгом музыканты живут и творят сами и предлагают другим делать так же. Когда воздух в зале был аж горяч от эмоций, музыканты решили добавить жару еще: непосредственно со сцены они даже не пошли, а спрыгнули в зал и совместно с спонтанно образовавшейся группой "танцевальной поддержки" отправились в ряды зрителей.
Зал просто был вне себя от восторга. "Родители" фестиваля Ирина Френкель и Павел Третьяков не скрывали огромного удовольствия от поистине феерического успеха – этот концерт дописывал новую яркую страницу джазофестивальной истории Винницы.
Однако это была еще не точка! Вслед за BATUNGA&SUBPRIMES на сцену вышли три темнокожих музыканта и продемонстрировали настоящий африканский джаз. Сайрус Честнат за роялем, контрабасист Эрик Уилер и барабанщик Крис Бек совсем не были похожи на предыдущих исполнителей, ни поведением на сцене, ни музыкой, которую исполняли, но поразили публику не меньше. Настоящий "темнокожий джаз" – во всей его отнюдь не "черной" палитре звуков и ассоциаций! Даже всеобъемлющее слово "виртуозы" не передает восторга, с которым зал встречал американское трио.
А представьте себе, как встречали зрители большой сюрприз фестиваля: после того, как трио откланялось, на сцену к нему поднялся предыдущий коллектив – BATUNGA&SUBPRIMES. И не просто для того, чтобы еще раз сорвать заслуженные овации самим фактом выхода на сцену, а для совместного концертного номера, который создавался просто на ходу. Даже завсегдатаи фестиваля были приятно удивлены. Аплодировали так, что от ладош вот-вот мог пойти дым.
А когда все вместе сказали, что фестиваль закрыт, зрители понесли свой искренний восторг домой, чтобы потом часами просматривать фото, видео, вспоминать и вспоминать... Не забудут винницкий фестиваль и исполнители, поскольку, кроме невероятного количества аплодисментов и оваций, они привезут домой специальные сувениры фестиваля.
А тем временем, Ирина Френкель и Павел Третьяков уже готовятся к следующему джазовому фестивалю. Более того, знают, кто на него приедет (если никакие форс-мажоры не помешают), ведь еще в августе были подписаны предварительные соглашения.
"Я все знаю, но не скажу, потому что это же должен быть сюрприз", – удовлетворенно сказала Френкель. Она же уже убедилась, что нынешний фестиваль являлся успешным, а значит есть из чего прорастать энтузиазму, для организации следующих фестивалей.
Добавим, что сегодня, 25 сентября, Сайрус Честнат дал мастер-класс в Винницком училище культуры и искусств имени Леонтовича, чем еще раз подчеркнул, что в сентябре Винница все же превращается в джазовую столицу Украины.
Фото: Сергей Бахмутов и "Собственно.инфо"
Напомним, в первый день фестиваля, 23 сентября, винницких джазоманов поразили электробандура, виртуоз Тарасов и "санудтрек современных железных дорог".
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница