Проект для смельчаков: Как в Винницкой области проходит ВНО для учителей

В перспективе новая форма оценки знаний и навыков педагогов должна стать обязательной и заменить привычную аттестацию

Проект для смельчаков: Как в Винницкой о…

Пилотный проект Министерства образования и науки Украины по добровольной сертификации учителей начальной школы, который стартовал 15 января этого года, подходит к концу. В последний день октября тысяча преподавателей и преподавательниц начальной школы из всех регионов Украины будут сдавать внешнее независимое оценивание, которое станет заключительным этапом эксперимента. Первых два – это оценка профессионализма участников проекта экспертами и представление электронного портфолио. На кону – возможность получить не только объективную оценку своего профессионализма, но и надбавку к ставке в размере 20%. В перспективе новая форма оценки знаний и навыков педагогов должна стать обязательной и заменить привычную аттестацию. А пока журналистка Depo.Винница узнавала об опыте, впечатлениях и надеждах тех, кто рискнул стать первопроходцами.

В ожидании экспертов

По данным Украинского центра качества образования, максимальное количество заявлений, которые можно подать от Винницкой области, составляло 46, однако этим правом воспользовался 41 преподаватель. Из них 26 – это учителя школ областного центра, остальные – их коллеги из учебных заведений области. К некоторым из них эксперты уже пришли, остальные находятся в ожидании визита.

"О сертификации я узнала из соцсетей, и захотелось попробовать свои силы. В начале очень переживала, но сейчас поняла, что это очень просто, – рассказывает Татьяна Безпрозванная, которая уже 18 лет работает в Агрономиченской средней школе І-ІІІ ступеней. Она – одна из двух преподавателей этого заведения, которые решили принять участие в проекте.

Эксперты к ней еще не пришли, зато учительница уже прошла пробное онлайн тестирование. "С заданиями, касающимися теории, Новой украинской школы, я справилась, а по математике были два, в которых не поняла, что требовалось", – рассказывает она. Себя успокаивает тем, что во время сдачи ВНО будет возможность вернуться к заданиям, которые оказались сложными.

Коллега Безпрозванной по школе, Надежда Бойчук, имеет уже 33 года педагогического стажа. Говорит, что учителя уже давно говорят о том, что учить так, как учили их, уже неактуально, потому что детям "это не интересно". "Когда мы начали работать по новому, у нас начало получаться. Мы увидели, как загорелись детские глаза и начали сами совершенствоваться. И если уже достигли какого-то уровня, то почему бы не пройти сертификацию? Уже было много моментов, когда думаешь, что не сможешь, а приложила усилия – и все получилось, и самооценка повышается. А у нас самооценка на очень низком уровне", – говорит Бойчук.

По ее словам, впечатлениями от сертификации участники обмениваются в соцсетях. И эти впечатления неплохие, в частности и у тех, чью работу проверили эксперты: говорят, те настроены очень позитивно и доброжелательно.

Балл не разглашается

Убедились в этом учительницы начальных классов школы-лицея пгт Стрижавка, где эксперты были в мае. С каждой преподавательницей работали в течение целого дня: посещали уроки, общались с руководством и наблюдали за общением с учениками и родителями, за атмосферой на уроках. Но, при этом, никоим образом не вмешивались в процесс. Выводы и оценки экспертов стрижавские педагоги уже получили. Но поскольку это конфиденциальная информация, ее не разглашают.

"Руководство не знает, сколько баллов я получила", – отмечает Татьяна Крутоусова, которая имеет восемь лет педагогического стажа. Выставленную экспертами цифру называет драйвом и победой. А еще говорит, что сертификация помогает учителю лучше выявить свои возможности и, в первую очередь, нужна начинающим, которые еще не имеют ни значительного опыта, ни значительного стажа. "Даже опыт регистрации показал, что в этом проекте принимают участие смельчаки. Кто успел зарегистрироваться – поэтому и были предоставлены возможности участвовать в сертификации. Возможно, желающих было больше, чем мест, но смогли зарегистрироваться те, кто оперативно сработали", – рассказывает Крутоусова.

По ее словам, больше всего в процессе сертификации она боялась самой процедуры, отличающейся от привычной учителям аттестации, которую они проходят раз в пять лет. "Члены аттестационной комиссии – это люди, которых ты знаешь, с которыми работаешь годами, и психологического барьера нет. А экспертов ты видишь впервые, они не проживают и не работают с тобой в одной местности. Поэтому, конечно, было предостережение. Но когда эти люди приехали, мы увидели, насколько они толерантно настроены, и этот страх прошел", – говорит учительница.

Тем, кто будет проходить сертификацию в будущем, она желает хорошо подковаться теоретически, ведь сертификация требует от учителя большей осведомленности, чем аттестация.

Валентина Дробаха, у которой уже 19 лет стажа, одной из причин, по которым решила попробовать свои силы в сертификации, назвала совет методистки и поддержку руководства школы. Все уверяли, что ничего сложного нет, что все будет хорошо, а если вдруг что-то не получится – ничего страшного.

"Для меня это была приятная цифра. Я поняла, что иду в правильном направлении, как того требуют новые тенденции", - делится Валентина Дробаха впечатлениями от экспертной оценки.

На вопрос, проходила ли она сертификацию, если бы не материальный стимул, учительница отвечает утвердительно, ведь это хорошая возможность попробовать свои силы. Тем, кто будет проходить сертификацию в последующие годы, она советует в первую очередь не бояться. "Каждый учитель – это творческая личность, и если он работает в школе, значит, он чего-то стоит. И достоин большего, чем о себе думает", – добавляет Дробаха.

В свою очередь, Юлия Сухова, третья из учительниц школы-лицея Стрижавки, которые проходят сертификацию, главной причиной участия в ней называет стремление к новым знаниям и новым навыкам. Вдохновило и то, что этот опыт является абсолютно новым не только для педагогов, но и для Министерства образования. А те, кто пилотную сертификацию не пройдет, ничего не потеряют, ведь с работы их не уволят и зарплаты не лишат. Самым сложным в сертификации называет ВНО, которое еще впереди, а о полученном от эксперта балле говорит, что он совпал с ее ожиданиями.

Экспертное мнение

По словам декана факультета дошкольного, начального образования и искусств им. В. Волошиной Винницкого государственного педагогического университета Галины Кот, в число экспертов проекта по добровольной сертификации Министерство образования и науки в основном привлекало специалистов из институтов последипломного образования. Впрочем самому педагогу также посчастливилось приобщиться к процессу. По ее словам, возглавляемая ею кафедра предложила в качестве экспертов пятерых кандидатов, но отобрали двоих.

Работала Кот с шестью учителями – тремя из одесской гимназии и тремя из стрижавской. О последней говорит, что это было исключением из правила, по которым эксперты не должны посещать школы в своей области, чтобы избежать конфликта интересов. Как объясняет эксперт, она заменила коллегу, которая по каким-то причинам не смогла приехать в Стрижавку. При этом подчеркивает: хотя школа и неподалеку от Винницы, лично она не была знакома ни с кем оттуда".

"Подопечные" Кот получили от экспертов и 87 и 98, и 102 балла при максимально возможных 120. "На добровольную сертификацию идут в основном молодые учителя и те, кто не имеет много опыта работы в образовании, но являются современными, инновационными, такими, которые хотят перемен и желают самоутвердиться", – делится впечатлениями от работы эксперт. Нежелание приобщаться к проекту учителей со стажем она объясняет их нежеланием напрягаться и боязнью потерять авторитет в случае, если результаты сертификации будут не слишком высокими. В то же время, отмечает Кот, самооценка некоторых учителей, особенно молодых, является несколько завышенной, поэтому им надо много работать, чтобы научиться адекватно себя оценивать и признавать недостатки.

В свою очередь другой эксперт, заведующая коммунальной организацией "Шаргородский районный методический кабинет" Валентина Гуменюк о наборе экспертов узнала из интернета, подала анкету, прошла отбор и получила приглашение. "Это новое дело и методическая служба должна быть в курсе всех новостей. Цель процесса сертификации – постепенно вытеснить привычную аттестацию, которая содержит моменты не совсем объективной, несколько однобокой оценки работы учителей", – отмечает она. Приобщиться к новому делу ее сподвигло желание увидеть вживую практическую сторону процесса, а следовательно иметь возможность в случае необходимости проконсультировать учителей и подчиненных.

"Не могу сказать, что я увидела что-то очень негативное. Единственное – промежуток между аттестациями составляет пять лет, а между сертификациями составит три. По моему мнению, лучше было бы оставить пятилетний срок", – говорит Гуменюк.

Неуверенность vs стремление к объективности

Своих подчиненных, решивших принять участие в сертификации, завуч школы в Агрономическом Инна Ковалько называет первопроходцами. Говорит, остальные, наверное, не смогли перебороть свой страх и заниженную самооценку.

На вопрос, какие результаты принесет сертификация, если станет обязательным, отвечает, что разные: "Молодые учителя, которые еще не имеют опыта, имеют больше теоретических знаний. И они могут пройти сертификацию даже лучше тех, у кого больше опыта, кто дольше работает, но, к сожалению, теоретических знаний, как сразу после института, не имеют. Я не уверена, что сертификация в полной мере показывает и стопроцентно подтверждает работу учителя", – говорит завуч. По ее словам, негативно повлиять на результаты сертификации может в частности неуверенность учителя. Как следствие, он может показать результаты хуже, чем в обычной работе.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme