Подольские ковры: Корни трипольские, орнаменты дохристианские

Почему черный цвет – это хорошо, розы – только красота, которая ни о чем не говорит, и что не так с оттенками синего
 

Катерина Баркалова

Чтобы по-настоящему насладиться традиционными подольскими коврами, мало только видеть их, нужно еще и понимать их символику. О ней, а также о традициях подольского ковроткачества Depo.Винница рассказала председатель общественной организации "Этномастерская Круг", главная специалистка по вопросам развития креативных индустрий управления культуры Винницкой облгосадминистрации Наталья Сентемон.

По ее словам, когда именно появились ковры на просторах Подолья - точно не известно, но вполне возможно, что их история равна истории первых поселений. А это – Триполье, культура, которая датируется VI – III тысячелетиями до нашей эры.

"Находки в трипольских поселениях подтверждают, что уже тогда, 6 000 лет назад, существовало ткачество. Более того, на трипольском сосуде есть много отпечатков ткани, на которую ставили еще не обожженную посуду. Там же можно увидеть два вида плетения – на межевую нить и в глазок, когда две нити питкания не соединяются. И эти техники до сих пор хранятся в традиционном ткачестве", – отмечает Наталья Сентемон.

Что касается собственно ковров, то, в отличие от керамики или каменных изделий, они подвергаются воздействию природных факторов, и поэтому древние, тысячелетние ковры до нас не дошли. Но они описаны в исторических источниках. В частности, известно, что на ковры клали и коврами накрывали князей Киевской Руси во время погребения.

Но те ковры, что сегодня есть в частных или музейных коллекциях, датируются уже XVIII веком. Более ранние окрашивались природными красителями, более поздние – химическими анилиновыми.

Обычно они имеют черный фон. Это вполне естественно для Восточного Подолья, где черный цвет всегда был в почете и считался праздничным, ведь символизирует землю и богатство. И на этом фоне располагаются символы, которые имеют очень яркую цветовую гамму: желтую, красную, коричневую, зеленую.

"Ни в традиционной росписи, ни в традиционной керамике Восточного Подолья нет синего цвета. В вышивке есть, но он пришел позже и мало распространен. В ковроткачестве синего практически нет, голубого нет вообще. Есть немного фиолетового, но он появился позже, когда стали отходить от традиций. Возможно, это связано с отсутствием естественных красителей или сложностью их изготовления, – отмечает Наталья Сентемон. В свою очередь, желтый цвет традиционно символизировал солнце и жизнь, красный – и жизнь, и кровь, и любовь, зеленый – природу: – И вся эта цветовая гамма – ода жизни, расцвета, в которую холодный синий внес бы дисгармонию".

В отличие от анилиновых ковров, те, что красились естественным способом, со временем потеряли свою яркость и до нас дошли уже выцветшими, в пастельных тонах: нежно-зеленых, кофейных, коричневых. Сам процесс такого окрашивания, в отличие от анилиновой методики, занимал много времени и требовал серьезных усилий и знаний: в какую именно пору собирать ягоды или кору, какими должны быть пропорции, сколько варить раствор для окраски, сколько держать в нем ковер, как его потом промыть.

Что касается символики, которая традиционно использовалась в ткачестве Восточного Подолья, то она является очень архаической, языческой. А благодаря определенной изолированности, особенно если речь идет о юге, избежала позднейших наслоений. По словам Натальи Сентемон, сегодня можно лишь делать предположения относительно значения этих символов. Но если идти по аналогии с писанкарством, традиции которого более исследованы, можно говорить об определенной смысловой нагрузке: «Есть много солнечных (солярных) знаков, например, "ярило", то есть солнце – символ благополучия, плодородия и жизни, элементы сварги. Есть знаки, которые говорят о бесконечном движении жизни в природе и Вселенной. И очень распространен в восточноподольском ковроткачестве символ «вазон». Это дерево, от которого отходят ветви с листьями, цветками, а внизу – горшок. Это классический символ дерева жизни, рода, который присутствует во всех культурах мира».

Несмотря на технику исполнения, и в росписи, и в традиционной вышивке, в ткачестве символика была геометрической. Геометрическими являются и традиционные символы на коврах. В XIX веке к нам из Франции пришла техника вышивки "брокар" с ее цветами. Со временем они попали и на ковры. В частности, на тех из них, которые ткались в первой половине ХХ века, можно увидеть розы.

"Это тот самый "брокар", красота ради красоты, которая не несет никакой смысловой нагрузки", – отмечает Наталья Сентемон.

В отличие от современных ковров, к которым мы привыкли, традиционные ковры никогда на полу не лежали. Обычно его устилали сеном, и лишь в конце XIX века начали ткать из остатков ниток дорожки, которые не имели никаких рисунков.

"Ходить по коврам, по этой красоте, по этим символам – грех. Это была дорогая вещь, которую ткали в приданое, развешивали ковер на стене, опоясывая половину дома. Это была демонстрация и богатства, и умения мастерицы, и уважительного отношения к традициям", – рассказывает Наталья Сентемон. По ее словам, если в семье было несколько дочерей, то мать, отдавая их замуж, могла разрезать ковер на части, чтобы каждой досталась своя.

Кроме широких ковров ткали и так называемые вретища, или залавники или налавники, или полатари. Они обычно имели простую композицию узора, зато были до 10 метров длиной. Вешали их за скамейкой, под окно. А еще, вероятно, было значение оберега.

Процесс изготовления ковра был длинным и начинался с изготовления нитей, сначала шерстяных, потом конопляных. Только на них, учитывая их окраску, мог уйти год.

Ткать начинали осенью, когда были закончены полевые работы. Но для этого еще нужно было собрать станок, который все остальное время хранился в разобранном состоянии, и заправить в него нити, что требовало усилий нескольких людей. И только после этого можно было садиться за работу. При этом садились не только женщины: на Подолье ковры ткали и мужчины.

"Обычно с осени - за зиму к весне, если повезет, можно было сделать один ковер. Это было продолжительное дело, но оно того стоило", – говорит Наталья Сентемон.

Оценить красоту и энергетику подольских ковров, представленных в выставочной экспозиции Винницкого областного краеведческого музея, винничане могут до 31 марта.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница