Без санавиации, но с планшетами: Как эволюционирует служба "103" на Виннитчине
В областном центре экстренной медицинской помощи и медицины катастроф говорят, что санавиацию могут заменить цифровые технологии, современные автомобли и хорошие дороги
На стене одного из кабинетов Винницкого областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф висит плакат, посвященный восстановлению полетов санавиации на территории области в 2013 году. Тогда винницкая власть неплохо попиарилась на этом событии, ведь регион был первым в государстве, где помощь пострадавшим и больным оказывали с воздуха.
В мае 2013 года из Винницы на вертолете МИ-2 в Национальный институт хирургии и трансплантологии им. А.А.Шалимова в Киеве впервые доставили пациента с тяжелой сердечно-сосудистой патологией после инфаркта миокарда. Это был первый вылет винницкой санитарной авиации за пределы области, а до того самолет АН-2 совершил шесть вылетов в районы области.
Летом 2013 года из областного бюджета было выделено 1,1 млн. грн на содержание двух санитарных бортов, которые область арендовала у предприятия "Мотор Сич". Поэтому, казалось бы, санавиация имела все шансы на жизнь. Однако свои коррективы внесли революция и война.
"Программа не закрылась, но есть проблема с финансированием. Тогда это были средства из областного бюджета, а хотелось бы, чтобы финансировало государство", - говорит главный врач Центра Анатолий Пирныкоза. По его словам, всего в рамках программы было совершено 18 вылетов – в основном на тяжелые политравмы. А прекращение полетов было связано с событиями на Майдане, в результате которых в целях безопасности были ликвидированы лицензии малой авиации.
"Сейчас все уже восстановлено, но средства... Когда в зоне АТО нужны автомобили для транспортировки раненых, мы не можем себе позволить использовать вертолеты или самолеты. Тем более, что дороги улучшились, и на современных машинах мы примерно за 1,5-2 часа доезжаем в самые отдаленные районы", - говорит медик.
В то же время, он отмечает, что потребность в санавиации уже не настолько острая, какой была в советские времена. Тогда на Виннитчине ежегодно осуществлялось около 1-1,2 тысячи вылетов. Сейчас, по приблизительным подсчетам, должно быть в пределах 80-100 рейсов.
"Не было машин, не было реанимобилей, поэтому была такая потребность в авиации. Сегодня в каждом районном центре есть автомобили для оказания экстренной помощи со всем необходимым оборудованием", - отмечает Анатолий Пирныкоза. И добавляет, что мировой опыт свидетельствует: санавиация должна быть. "Придет время – она будет и у нас", – убежден Пирныкоза.
80% "скорых" приезжают быстро
А пока приходится решать вопрос спасения жителей на земле. В 2013 году с введением закона "Об экстренной медицинской помощи" в состав новосозданных Центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф вошли отделения скорой помощи центральных районных больниц области. Тогда их переформатировали в шесть станций: Винницкую (охватывает город Винницу и район), Бершадскую, Могилев-Подольскую, Гайсинскую, Литинскую и Жмеринскую.
Как результат, экстренная (когда-то ее называли скорой) медицинская помощь начала предоставляться и оперативнее и квалифицированнее, отмечает руководство Центра. Один из показателей улучшения в работе – соблюдение сроков, в течение которых медики должны прибыть к месту вызова. А это 10 минут в городе и 20 минут в сельской местности. С учетом погодных условий, состояния дорог и эпидобстановки, к сроку может быть добавлено 10 минут. Как отмечают в Центре, это требование соблюдается в 80% вызовов.
"С учетом состояния дорог, самое проблемное сообщение между селами. Межрайонные дороги в "божеский" вид привели", - говорит Анатолий Пирныкоза.
По его словам, вопрос дорог начинает сдвигаться с мертвой точки, ведь в результате децентрализации в местных советах остается больше средств. Кроме того, на скорость работы повлияло обеспечение Центра современными цифровыми технологиями. Так, в рамках общенациональной программы Министерства здравоохранения "Своевременная помощь", новейшее оборудование на сумму 4 млн грн для диспетчерской Винницкая область получила чуть ли не единственная в Украине.
"МЗ финансировало эту программу, и такие центры должны быть в каждом областном центре. На сегодня, в связи с военными действиями, успели поставить лишь в Винницкую область, которая является пилотной, а также Полтавскую. Уже Харьковская, Днепропетровская, Львовская области закупали оборудование за средства областных бюджетов и ставили свои программы", - говорит заместитель главного врача Центра по оперативной работе Олег Сидак.
По его словам, Виннитчина все же не успела получить все оборудование. Сегодня, с учетом роста курса доллара, нужно еще 10 млн. грн, чтобы полностью укомплектовать Центр.
Также, согласно программе, в каждом областном центре должен быть создан call-центр. Сall-центры 4-5 областей должны были объединиться в data-центр, который должен размещаться в одной из них. Таких data-центров должно быть пять. А в Киеве должен быть центральный, который бы объединял все региональные.
"Это было бы облегчением. Тогда один из call-центров мог бы закрыться на профилактические работы, и соседние брали бы на себя его нагрузку", - говорит Олег Сидак.
Как работает "кухня" службы "103"
Если обобщенно - ежесуточно в области фиксируется 700 вызовов, из которых 40-45% – в Виннице и районе, а в период сезонных эпидемий гриппа и ОРЗ их количество возрастает до 1,5 тысячи.
Больше всего вызовов поступает в утренние часы и после окончания рабочего дня, рассказывает начальник оперативно-диспетчерского управления Центра Татьяна Бобрук. "Идет вызов, диспетчер, не поднимая трубку, включает микрофон и начинает разговор. У него высвечивается карточка, где виден номер телефона абонента, в том числе мобильный. Диспетчер вносит данные и параллельно загорается зеленый, желтый или красный код. Красный – это срочный вызов, например, ДПТ, утопление, политравмы. Желтый – экстренный, можно несколько минут подождать. Если человек звонит уже не в первый раз, у нас есть история реагирования, мы видим, когда и сколько раз вызывали с этого адреса", – рассказывает она.
На принятие вызова отводится около минуты. Затем эстафета передается другому диспетчеру, который вызывает бригаду - обычную или специализированную: кардиологическую, реанимационную, неврологическую, психиатрическую.
Если точного адреса вызова нет – например, трасса, поле, лес – то открывается карта, на которой появляется красный флажок. Передвигая его, диспетчер указывает бригаде дорогу. "То есть такой ситуации, когда машина блуждает, не бывает", - уверяет Татьяна Бобрук.
В онлайн-режиме диспетчеры Центра работают с июня. До этого диспетчер работал с обычным стационарным телефоном, от руки заполнял специальную форму, после чего передавал ее дальше.
А в начале сентября бригады получили планшеты - также в рамках программы. На них поступает информация о вызове, о чем извещает похожий на сирену сигнал. О принятии вызова бригада сообщает нажатием кнопки. На планшете сразу появляется карта, где указан адрес вызова, кратчайший маршрут движения, а также информация о больном.
Как цифровые технологии лечат "постсовковую" медицину
По словам главврача Центра, реорганизация позволила в разы увеличить финансирование бригад скорой помощи и дала возможность улучшить их медикаментозное и техническое обеспечение. В частности, закупить препарат для тромболизисной терапии, а также оборудовать бригады дефибрилляторами.
"Когда Центр был реорганизован из отделения санавиации областной больницы им. Пирогова, мы провели исследование финансирование бригад скорой помощи, которые, кроме Винницы и Жмеринки, были при районных больницах. И мы увидели, что они финансируются по окончательным принципам, на уровне 2-3% от финансирования райбольницы. После того, как их подчинили Центру, финансирование увеличилось в 6-7 раз", - вспоминает Анатолий Пирныкоза.
Изменилась и система вызова. Раньше больной должен был обращаться к фельдшеру, а тот, если не мог справиться сам, звонил в амбулаторию. Оттуда приезжал врач. Если и он не мог помочь, то вызвал коллегу из участковой больницы. И только если последний не мог оказать помощь, шел вызов в центральную районную больницу.
"Сейчас любой фельдшер может позвонить в центральную диспетчерскую и через Интернет отправить в телеметрический центр кардиограмму. Ее смотрит кардиолог, сразу расшифровывает и, если подтверждается инфаркт, выезжает ближайшая реанимационная бригада", - объясняет Анатолий Пирныкоза.
В перспективе также планируется ввести консультации и относительно рентгеновских снимков, и в отношении анализов, и установить skype-связь.
Люди и деньги
По старым стандартам количество бригад рассчитывалось по формуле 0,7 бригады на 10 тыс. населения. Сейчас на 10 тыс. население должна быть бригада. Однако если в Винницкой области, где проживает 1,6 млн. людей, должно быть 160 бригад, то имеются в наличии только 116.
Работать на "скорую" идут не слишком охотно. Зарплата начинающего врача – около 1,5 тысячи гривен в месяц. Тот, кто имеет высшую категорию и не менее 10 лет стажа, может зарабатывать до 10 тысяч – согласно начислениям.
"Врачей не хватает. Хотелось бы, чтобы все бригады были лекарственными, но на сегодня соотношение – 60% фельдшерских и 40% лекарственных. Хотя в 2009 году, когда мы начинали, было 70-75% фельдшерских и 20-25% лекарственных", - говорит Анатолий Пирныкоза.
Что касается машин, то в Виннице и районе их 30, из них ежедневно работают 25-27. В целом же по области – 116, соответственно количеству бригад. Среди них - "Форды", "Пежо" и "Газели", и даже "УАЗы". УАЗы - для езды по селам, где нет дорог, очень выручают", - говорит Олег Сидак.
На вопрос, насколько сегодня профинансированы нужды Центра, его руководитель Анатолий Пирныкоза отвечает философски: "В зависимости от того, как считать. Современный вертолет стоит 16 млн долларов. И можно взять иглодержатель из нержавеющей стали, а можно - из титана. Это совсем разные цены. Хотелось бы, чтобы было, как по международным стандартам, конечно".
А они, говорит Анатолий Пирныкоза, от украинских отличаются в первую очередь материально-технической базой. "Они выходят – у каждого работника рация, причем такая, что работает в радиусе 40-50 км. А у нас нужно, чтобы хоть одна бригада была. А учитывая то, что когда встает вопрос - купить новый танк в АТО или рацию, то конечно, выбираем танк", – объясняет Пирныкоза.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница