Е-билет наступает: Как в Виннице "оцифровывают" общественный транспорт

Большую транспортную реформу, начатую в 2012 году, рассчитали на восьмилетку. Поэтому большая часть запланированных нововведений уже воплощена

Марія Король

В Виннице уже шестой год происходят ощутимые изменения в системе общественных перевозок. Большую транспортную реформу, которую еще в 2012 году начал тогда еще мэр Владимир Гройсман, рассчитали на восьмилетку - до 2020 года. Поэтому большая часть запланированных нововведений уже воплощена: сегодня винничане имеют достаточно слаженную и комфортную транспортную инфраструктуру, которая постоянно модернизируется и дополняется.

На десерт винницкие транспортники приберегли самое интересное - все общественные перевозки города переведут на автоматизированную систему учета оплаты проезда. Которая, что важно, не ограничится одними лишь валидаторами и пластиковыми карточками. Это будет масштабный комплекс мероприятий, который поможет оптимизировать маршруты, график движения, даст возможность транспортной компании экономить и работать с наименьшими затратами ресурсов - как материальных, так и человеческих.

Винницкий городской совет принял решение "О внедрении автоматизированной системы учета оплаты проезда в городском электрическом и автомобильном транспорте общего пользования в г. Виннице в конце июня 2018 года. Однако подготовка к внедрению е-билета началась еще в 2014 году с создания коммунального предприятия "Винницакартсервис", которое полностью администрирует внедрение новой системы.

Завалидируйся

В январе следующего года в муниципальном транспорте Винницы появятся первые валидаторы - система будет работать в тестовом режиме. А через год устройствами будут оборудованы все трамваи, троллейбусы и автобусы. Впоследствии на безналичный расчет перейдут и маршрутные такси. В целом к системе э-билетов подключат сеть, которая насчитывает более полутысячи транспортных средств. Валидаторы, которые будут иметь вандалоустойчивый корпус, будут установлены на поручнях возле каждой двери.

В кабинах водителей появятся бортовые консольные системы. Такое дополнительное оборудование позволит рассчитаться за проезд банковской картой, печатать бумажные билеты, а также выполнять функцию статиста - собирать информацию о различных параметрах поездки, планировать рабочий график водителя, будет считать "зайцев" - тех, кто вошел в салон, однако валидатором не воспользовался, - и будет сигнализировать о безбилетниках мобильным группам контролеров.

Кроме этого на 50 остановках установят электронные табло, на которых в режиме реального времени будет отображаться информация о прибытии транспорта на остановку. В салонах тоже появятся табло и системы объявления, которые будут информировать пассажиров по маршруту и о следующей остановке.

Обилеться

Возможность заплатить за проезд наличными останется, однако от этой привычки винничан будут отучать "гривной". Стоимость проезда при наличном расчете будет в несколько раз выше, чем с помощью валидатора. Поэтому горожане, которые пользуются общественным транспортом, должны будут обзавестись пластиковыми карточками. При чем карты пригодятся всем, в том числе льготникам.

Карты будут двух видов: персонализированные Муниципальные карточки винничанина и бесконтактные смарткарты, которые не будут содержать никакой информации о пассажире.

Как будут выглядеть винницкие е-билеты горожане определяли путем голосования в сети. Информация с такой карты будет считываться в течение 0,4 секунды, а ее цена не должна превысить $2. Льготникам обещают выдавать карточки бесплатно в "Прозрачных офисах", правда только персонализированного формата.

Электронные билеты тоже будут в ассортименте: разовый; разовый с пересадкой; билет длительного пользования с неограниченным количеством услуг; билет длительного пользования с ограниченным количеством услуг и билет за проезд при отсутствии проездного документа.

Для реализации е-билетов в Виннице появится специализированная сеть розничной продажи: киоски, магазины, автоматы пополнения карточек, а также центры обслуживания пользователей. Олдскульные бумажные билеты будут продавать только водители.

Пополнять свои карты можно будет и онлайн - для этого запустят специальный веб-портал и разработают мобильное приложение. Приложение также автоматически будет позиционировать пользователя относительно ближайшей к нему остановки и будет показывать время прибытия транспорта.

Чехи делают, ЕБРР финансирует

Тендерные процедуры длились больше года. За право внедрять систему электронного билета в Виннице соревновались 109 компаний из 17 стран мира. И двухэтапный международный тендер определил победителем чешскую компанию "Mikroelektronika", системы которой используют в 40 странах мира.

Стоимость контракта, который еще в мае чехи подписали с КП "Винницакартсервис", составляет $ 5,5 млн. Эти деньги в качестве ссуды городу предоставит Европейский банк реконструкции и развития, а Винницкий городской совет добавит еще миллион от себя.

Что у других

В Житомире, Харькове, Тернополе и Днипре тоже внедряют подобные системы оплаты. Правда, в отдельных случаях без самодеятельности не обошлось. Например, в Житомире, несмотря на внедрение валидаторов, пассажиры все равно получают бумажные билеты, которые с помощью переносных валидаторов печатают старые-добрые кондукторы. Последние не в восторге от дополнительного гаджета, ведь он тяжелый и бывает что "глючит". Однако в житомирском горсовете уверяют, что благодаря нововведению выручка в коммунальном транспорте выросла на 80%.

Фото: газета "Город", "20 минут"

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница