Волонтерское движение загоняют в кожаные кресла за дубовыми дверями
Из волонтеров пытаются сделать очередных чиновников, а из общественных объединений - коммунальные предприятия
Несмотря на попытки властей хоть как-то наладить систему помощи ветеранам войны и участникам АТО, превзойти в этой сфере самоорганизованные волонтерские объединения им пока не удалось, пишет Depo.Винница. И это не удивительно: работать с такой самоотдачей, как это делают добровольцы, чиновники не умеют и не очень хотят. Следовательно, сделать волонтеров госслужащими - в некоторой степени выход из ситуации. Если бы только не такое разительное несовершенство государственной службы с ее "совковой" зашоренностью и всепоглощающей бюрократией. Ведь волонтеры не привыкли ждать какую-то бумажку, чтобы решить тот или иной вопрос. А привыкать, похоже, придется...
Из волонтеров – в чиновники
"Почему я пошла на эту службу? Нужен был статус. Как общественная организация, как волонтеры мы можем много, но не можем, например, вносить предложения по изменению законодательства или решать вопрос на государственном уровне. Поэтому коллеги-волонтеры и сказали мне: "Иди", – рассказывает Мария Стебелева, председатель правления Благотворительной организации "Благотворительный фонд "Объединение волонтеров Винниччины". Именно так – на конкурсной основе, после прохождения всех необходимых экзаменов – она получила должность. Теперь она – главный специалист Государственной службы Украины по делам ветеранов и участников антитеррористической операции в Винницкой области.
Официально территориальный орган в лице пока что одной штатной единицы заработал на Винниччине с 1 сентября 2015 года, хотя сама госслужба была создана годом ранее.
"Сегодня нет такого, что защитники возвращается с фронта, к ним приходят и говорят: вы имеете право на то и то. Люди остаются с проблемами один на один. И для того, чтобы они не скитались по инстанциям, была создана Служба", - рассказывает Стебелева.
Если с созданием реестра участников АТО особых проблем не возникает, то на других направлениях их немало, отмечает она: "Государство еще далеко не в полную силу поставлено на рельсы войны – ни социальные службы, ни медицина, ни остальные, касающиеся этих вопросов. И эту систему очень трудно сдвинуть с места".
Характерный пример – ситуация с путевками на бесплатное санаторно-курортное лечение и психологическую реабилитацию, которые нужно реализовать до конца года. "Есть более тысячи путевок, но нет людей, которые хотели бы поехать. Госслужба объявила SOS: придите, пожалуйста, напишите заявление. Можно даже и с женой вместе поехать, но тогда срок лечения делится пополам. Путевки в социальной службе – и в областной, и в районных. Дают их только тогда, когда люди обращаются по месту прописки в социальную службу занятости и собственноручно пишут заявление. Но проблема заключается в том, что людей никто об этом не информирует", - рассказывает чиновница.
Стебелева взяла миссию распространения информации о путевках на себя. В том числе - и через социальные сети. Ведь одна из главных задач Службы на сегодня – донести до бойцов АТО информацию относительно их прав, льгот и тому подобное. А самое важное – о том, каким образом они могут реализовать эти права. "Мы должны выступать координатором между бойцами, которые вернулись с фронта, и соответствующими службами. Должен быть наработан четкий алгоритм: на что бойцы имеют право, куда должны обращаться для решения тех или иных вопросов и кто отвечает за это решение", - объясняет теперь уже специалист госслужбы.
Одним из главных своих достижений на посту она считает налаживание личных контактов с общественными организациями, которые занимаются участниками АТО, так и с представителями соответствующих департаментов ОГА. Ведь первые имеют информацию о проблемах, вторые имеют в руках механизмы их решения.
"Нам деньги не выделяют. Но, зная о выделении средств на те или иные государственные программы по лечение, протезированию и тому подобное, в зависимости от потребности участника АТО сначала рассматриваем возможность решить вопрос на местном уровне. Решается - хорошо , нет – то мы делаем запрос на Киев: человеку нужно то-то и то-то", - говорит Стебелева...
Работать ей приходится без собственного офиса. Формально он предоставлен – в здании по Хмельницкому шоссе, 7, известном жителям как "Книжка". Но открыться офис сможет только после соответствующего решения сессии областного совета, который сначала был занят подготовкой к выборам, а теперь – распределением портфелей. Стебелева с нетерпением ждет, когда сможет наконец занять офис в "Книжке" и начать прием тех, чьими делами занимается, в официальной обстановке. А пока что работает в офисе, арендуемом "Объединением волонтеров Винниччины". Причем с приходом холодов вынуждена была частично перейти на телефонный режим работы: иначе, говорит, отопление помещения обойдется в копеечку.
Без меня меня женили
В отличие от Марии Стебелевой, ее коллега из волонтерского движения, председатель правления общественного союза "Всеукраинское объединение участников боевых действий и волонтеров АТО" Анатолий Сливинский к сотрудничеству с органами власти приобщился неожиданно даже для себя – после того, как 5 октября вышел президентский Указ №570/2015: "...активизировать ... работу по обеспечению предоставления участникам антитеррористической операции помощи по решению вопросов, связанных с их лечением, реабилитацией и социальной адаптацией, создав для этого, в частности, центры помощи участникам антитеррористической операции как вспомогательные органы и привлекая к деятельности таких центров представителей общественности".
А уже 9 октября состоялась пресс-конференция с участием заместителя председателя Винницкой ОГА Игоря Ивасюка, во время которой было объявлено о создании такого центра в области. Специализированное учреждение, которое должно действовать по принципу "единого окна", открылось на базе областного клинического госпиталя ветеранов войны.
Как рассказывал тогда Ивасюк, работа центра должна начаться с создания единого реестра демобилизованных с АТО, чтобы ни одна семья не осталась без внимания. Специалисты учреждения призваны оказывать широкий спектр помощи: медицинскую, санитарно-курортную, юридическую, психологическую и другую. Кроме того, они же должны помогать в оформлении статуса бойцам, которые стали на защиту государства в рядах добровольческих батальонов.
На той же пресс-конференции был представлен и руководитель вновь созданного центра.
"Я даже не знал об указе. Шестого числа мне вечером позвонили от губернатора, сказали, чтобы седьмого я был у него. Я пришел – и меня поставили перед фактом..." – рассказывает о своем назначении Сливинский. Сейчас его "Объединение..." фактически выполняет функции Центра – пока не будет налажена его работа.
Привычная работа плюс журнал
Если в результате блиц-операции по выполнению президентского распоряжения чиновники ОГА получили возможность отчитаться, что они – "впереди планеты всей", то работа союза, основанного еще в декабре прошлого года, продолжается в обычном режиме. Правда, отмечает Сливинский, стало легче достучаться до чиновников. "Все знают, что есть указ, что это не просто общественное объединение, а центр, который поддерживает власть", - объясняет он.
А еще появился журнал регистрации обращений. Согласно ему, за два месяца после создания Центра со своими проблемами к союзу, который сейчас выполняет его функции, обратились более 300 участников АТО.
"После указа президента ситуация и проблемы не изменились. Обращались и обращаются с одними и теми же вопросами: лечение, получение статуса инвалида войны, земельные вопросы, квартирные вопросы, получение удостоверения участника боевых действий для добровольцев, трудоустройство", – говорит юрист союза Жанна Грушко.
По ее словам, часто решению проблем мешают пробелы в законодательстве.
"Фактически Верховная Рада принимает законы, предусматривающие более 20 видов льгот участникам АТО, но Кабмин не разрабатывает ни постановления, ни повестки, ни инструкции по реализации норм на практике. Это, например, касается детей участников АТО, для которых предусмотрено предоставление бесплатного проживания в общежитии, бесплатное обучение в вузах, поступление вне конкурса. Но когда люди обращаются по этому поводу, то в ответ слышат, что неизвестно, откуда все это финансируется и каким образом будут распределяться льготные места", – объясняет Грушко.
Пытаясь решить проблему, "Всеукраинское объединение участников боевых действий и волонтеров АТО" обратилось к Кабмину с предложением разработать прядок или инструкцию по реализации этих норм на практике. И даже получил ответ: предложения обсуждаются.
Но есть еще одна проблема: бюрократия. "Отсутствие одной бумажки не дает человеку возможность вообще реализовать свои права, хотя так не должно быть. Если одного документа не хватает, по крайней мере можно объяснить, каким образом его получить, взяв основной пакет. А то, чего не хватает, человек дособирает. Такого не происходит – людей просто отправляют", – обрисовывает ситуацию Жанна Грушко.
Проблема номер три – неосведомленность самих чиновников или должностных лиц местного самоуправления относительно того, кто, где и каким образом должен решать ту или иную проблему бойца, который вернулся из зоны АТО, или его семьи. "Мать погибшего приходит к председателю сельсовета спросить про денежные выплаты и слышит в ответ: "я денег не выдаю". Женщина развернулась и ушла. Да, председатель денег действительно не выдает, но он должен сказать, куда нужно обратиться, помочь письмо написать, - приводит пример Анатолий Сливинский. – Я пару недель назад позвонил в два райсовета, говорю: "Соберите атошников, а я с собой привезу представителей департамента соцзащиты, чтобы они об их правах рассказали". Думаете, кто-то собрал?"
Зато де-юре созданный Центр получил задание провести анкетирование бойцов АТО. "Там есть вопросы: где служили, в каких частях. Для чего? Общественной организации это не нужно. И Центру не нужно. Достаточно знать, что у человека, допустим, проблемы с печенью или позвоночником, чтобы направить его в профильный санаторий", - удивляется Сливинский.
Помочь по-коммунальному
Что еще вызывает удивление – так это намерение ОГА превратить Центр, который согласно указу должен быть совещательным органом, в коммунальное предприятие.
Как сообщила в телефонном разговоре заместитель директора департамента социальной политики – начальник управления государственных социальных пособий Наталья Остапенко, устав предприятия уже готов. Предполагается, что КП будет подотчетно одной из структур ОГА и, как полагается любому предприятию, будет иметь и свой бюджет, и своего директора. "Но все это должна утвердить сессия областного совета", - подчеркнула Остапенко.
Зато сам руководитель Центра идею относительно КП не поддерживает. "В Винницкой области столько общественных организаций, АТО помогают... Было бы лучше собрать их всех, чтобы они о своей работе отчитались и представили свое видение, как дальше работать. А облсовет пусть выберет одну из них как базовую и поможет финансово. Или утвердит областную программу поддержки АТО и ее финансирует. А если сделают коммунальное предприятие – это будет еще один чиновник, – говорит Анатолий Сливинский. И добавляет: на должность руководителя КП в случае его создания претендовать не будет. Поскольку в своей волонтерской организации больше пользы принесет.
Вызывает сомнение целесообразность создания КП и у Марии Стебелевой. Во-первых, говорит она, уже есть Госслужба, есть общественные организации, и сотрудничество между ними. Во-вторых, деньги, которые бюджет выделит коммунальному предприятию, пойдут на обслуживание самого предприятия. "Этот вопрос уже поднимался на общественном совете при ОГА, и было принято решение провести общественную экспертизу решения по созданию предприятия", - говорит госпожа Мария.
Непонятным в этой ситуации является еще один момент. По определению, коммунальное предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, осуществляющий свою деятельность с целью получения прибыли. А какой доход планирует получать областная община в лице авторов идеи, если речь идет о помощи защитникам Отечества? Наверное, это станет ясно лишь после создания предприятия. Если, конечно, его таки создадут.
Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница