Как винницкие историки и реконструкторы "воссоздали" ставку Гитлера

Над созданием схемы-макета "Вервольфа" работали пять месяцев, только печать объектов заняла шесть недель

Как винницкие историки и реконструкторы…

К годовщине освобождения Винницы от немецких оккупантов в павильоне Историко-мемориального комплекса памяти жертв нацизма презентовали схему-макет "Ставка "Вервольф" 1942-1944 годы". Каким был процесс ее создания и как искали информацию об объектах на ставке, узнала корреспондент Depo.Винница.

По словам директора комплекса Сергея Гареника, работа по поиску и сбору информации о ставке и объектах на ее территории началась сразу после создания музея под открытым небом в 2011 году.

Основой для макета, работа над которым в общем длилась пять месяцев, стали документы, которые были в распоряжении винницких историков: архивные материалы СБУ, некоторые дела Вервольфа, которые удалось разыскать в Российском государственном военном архиве. Еще одним источником информации стали фотографии, которые передал бельгийский исследователь "Вервольфа" Мартин Богарт.

"Мы работали с материалами, которые уже были – книгой Ивана Загороднего, Аркадия Ярового. В доступе была справка оперативной группы Рогатнева, которая обследовала ставку после уничтожения ее немцами. Эта справка была долгое время засекречена", – рассказывает директор музея Сергей Гареник.

По его словам, документ должны дополнять 138 фотографий, о чем свидетельствуют надписи после абзацев: "фото 1-5", "фото 7-10". "Но у нас в распоряжении только десяток фотографий, которые были отсняты группой советских военных, обследовавших ставку. Есть мнение, что альбом с фотографиями хранится в РФ в архивах", – говорит директор комплекса.

Исследователям удалось пообщаться с тремя местными старожилами, которых в период оккупации привлекали к работам на ставке. Их воспоминания совпали с тем, что было зафиксировано в документах. "Мы им показывали фотографии деревянных домов и спрашивали, такими ли они были. Они подтверждали, что такими", – рассказывает Сергей Гареник.

Еще один этап работы – поиск фундаментов домов, которые располагались на территории ставки. Была проведена топографическая съемка. Карта накладывалась на территорию ставки и все дома были размещены согласно найденных фундаментов и результатов съемки.

По словам Дмитрия Ветошкина, руководителя общественной организации "Центр визуальных проектов", специалисты которой осуществили печать в формате 3D, некоторые вопросы оставались спорными. Например, наличие или отсутствие на территории ставки часовни.

"Рогатнев пишет, что была. А Мартин Богарт писал, что нет. Поэтому решили часовню создать, а если будут найдены документы, которые убедят в ее отсутствии, – заберем", – говорит Ветошкин.

В случаях, когда найти фундамент не удавалось, был применен принцип аналогии: здания могли быть совершенно обычными, разве что конфигурация домов, в которых жило руководство, было немного другим. "Это был летний лагерь, а не абсолютно капитальное сооружение. "Вервольф" был построен из-за необходимости блицкрига, в декабре 1941 года, когда были достаточно удачные наступательные операции, и нужна была ставка", – объясняет Дмитрий Ветошкин.

После того как был решен вопрос относительно объектов, которые должны быть показаны, и местах их расположения, возникла дискуссия относительно масштаба макета. Несмотря не небольшой размер экспозиционного помещения мемориального комплекса, его было решено применить 1:500.

Однако при этом возникла проблема, ведь изготовленные в таком масштабе объекты были бы высотой всего 1,5 см. Помогло решить задачу, как не странно, отсутствие схем и чертежей реальных объектов, на основании которых должен был делаться макет. "Было решено, что мы делаем именно схему-макет, а следовательно, можем отойти от любых условностей относительно масштаба. Поэтому было принято решение воссоздать ландшафт в 500-м масштабе, а сами домики и другие объекты в 200-м – исключительно для удобства посетителей", – рассказывает Дмитрий Ветошкин.

Печать объектов макета длилась 1,5 месяца. Работы обошлись в сумму 60 тыс. гривен и были профинансированы киевским предпринимателем винницкого происхождения Денисом Глинчевским. Сама идея создания макета принадлежит винницкому реконструктору Виталию Головеньку.

"Этот макет в первую очередь сделан для того, чтобы выяснить, что не так. Если кто-то скажет, что что-то не так, и докажет это, – мы внесем изменения. Но пока что никаких замечаний не прозвучало", – говорит Дмитрий Ветошкин. По его словам, это подтверждает мнение о том, что количество документальных источников о "Вервольфе", к которым можно апеллировать, достаточно ограничены.

Вскоре макет накроют прозрачным колпаком, чтобы его миниатюрные детали не повредились во время экскурсий.

Больше новостей о событиях в мире читайте на Depo.Винница

Все новости на одном канале в Google News

Следите за новостями в Телеграм

Подписывайтесь на нашу страницу Facebook

deneme