Почему старейший винницкий трамвай можно встретить только ночью

Сто лет назад поездка на электротранспорте была удовольствием для богатых, а вагоновожатый сам чинил двигатель и ставил вагон на рельсы
Почему старейший винницкий трамвай можно встретить только ночью
Почему старейший винницкий трамвай можно встретить только ночью

15 октября по старому стилю или 28 по новому исполняется 103 года с того дня, как по улице Соборной (а тогда она называлась Николаевским проспектом) проехался первый винницкий трамвай. Дата, конечно, не круглая и не юбилейная, но это не мешает накануне годовщины вспомнить историю и узнать что-то новенькое о современности самого известного местного электротранспорта. Например, о том, что бывшие в употреблении трамваи Винница закупала не только в Швейцарии

 Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 1

С четвертой попытки

История винницкого трамвая началась за 15 лет до его появления в городе. В 1898 году акционерное общество "Ипполит Романов" предложило Винницкой городской думе построить за свой счет трамвайную линию, которая должна проходить по улице Почтовой (Соборная) до железнодорожного вокзала и до казарм. Но проект так и остался проектом, поскольку общество обанкротилось.

Два года спустя городское руководство заключило соглашение с дворянином Кобиевым на обустройство и эксплуатацию за его счет электростанции и трамвайной сети. Но эта сделка не была воплощена в жизнь. Так же, как и проект бельгийского общества "Трамвай Одессы", которое высказывало пожелание пустить электротранспорт в Виннице.

Инициатором попытки №4, которая и оказалась удачной, выступил тогдашний городской председатель Николай Оводов. Он дал поручение городскому архитектору Григорию Артынову найти подрядчика и организовать участие самого города в строительстве трамвайной линии.

Был проведен тендер на обустройство трамвайной линии в Виннице. Его выиграла киевская филиал русского общества "Всеобщая компания электричества", а трамваи были закуплены в немецком Нюрнберге. Первые семь вагонов были поставлены в 1913 году. Сегодня один из них восстановлен и известный жителям как макет-памятник возле трамвайного депо.

Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 2

Первый маршрут, проложенный менее чем за год, был от Женской гимназии (ныне школа №2) до Железнодорожного вокзала. Трамвай проезжал Николаевский проспект (улицу Соборную), два моста через остров Кемпа и Александровским путем (проспект Коцюбинского) направлялся к вокзалу.

"В те времена во многих городах пускали трамваи частные компании. Например, в Одессе и Киеве таких компаний было несколько, и маршруты, которые они прокладывали, часто даже не пересекались между собой. Каждая компания получала разрешение на определенный маршрут, каждая имела свой трамвайный парк и свои мастерские. В Виннице изначально также планировалось привлечение частных инвесторов, но затем был выбран вариант совместного финансирования городского и государственного бюджетов. То есть винницкий общественный транспорт был с самого начала муниципальным", - рассказывает экскурсовод Музея трамвая Олег Матюхов.

По его словам, в какую сумму обошелся запуск трамваев в Виннице, сейчас сказать невозможно, поскольку соответствующие документы не сохранились. "Пуску трамвая предшествовало строительство электростанции, которую в 1910 году построило то же самое общество "Всеобщая компания электричества". Наверное, именно они и предложили городскому главе свою помощь в строительстве колеи", - говорит Матюхов. Находилась электростанция возле нынешнего центрального моста, и там же располагалось трамвайное депо. На привычное нам место его перенесли в 1953 году.

Только для мужчин

Первый выезд винницкого трамвая на маршрут состоялся 15 (28) октября 1913 в 6:40 утра. Посмотреть на это действо тогда пришла уйма винничан.

"Для Винницы это действительно было значимое событие. В 1913 году город был уездным и только в следующем году отобрал статус губернского в Каменца-Подольского. Историки предполагают, что именно пуск трамвая стал жирной точкой в этом решении. На то время у нас уже была железная дорога, электростанция, водопровод, оперный театр, а тут еще трамвай появляется. И социально-политическая жизнь города поднимается на новый уровень по сравнению с Каменцем-Подольским", - говорит Матюхов.

Стоимость проезда в первых трамваях составляла от 2 до 10 копеек в зависимости от количества остановок. Если приравнять к современному курсу, получается примерно столько же, сколько сегодня нужно потратить на такси, чтобы проехать такое же расстояние.

Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 3

"Конечно, люди пытались купить билет подешевле, а проехать дольше, но за этим следили кондукторы. Учитывая стоимость проезда, трамвай был удовольствием не для бедных. Те пытались проехать на "колбасе" или на подножке. Но кондуктор следил и за ними. У него был свисток, в который он свистел, заметив "зайца". А возле каждой остановки тогда дежурили полицейские, которые пытались этих "зайцев" поймать и оштрафовать", - рассказывает Матюхов.

Кстати, первые водители трамвая - или вагоновожатые - были исключительно мужчины. Причина проста: работа была физически тяжелой. Смена длилась 12 часов и все это время нужно было стоять на ногах.

Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 4

"Ремонтных бригад тогда не было. Это сейчас в случае поломки водитель ждет помощь специалистов и не имеет права сам ничего делать. А тогда он был обязан самостоятельно чинить двигатель или, если трамвай сошел с рельс, поставить его обратно. И в этом ему помогал кондуктор, который тоже отвечал не только за продажу билетов. Поэтому тогда кондукторами также были исключительно мужчины", - рассказывает Олег Матюхов.

По его словам, женщины за рулем винницких трамваев стали появляться в послевоенные годы, мужчин было мало и работали они в основном на восстановлении народного хозяйства. Да и трамваи изменились, и ими стало легче управлять.

Танцы с углем

В 1914 году в дополнение к семи вагонам город докупает еще четыре и строит новую трамвайную линию "Вознесенская площадь – Казармы" (площадь Победа – ДК "Заря"). А в начале 1930-х прокладывают путь к Пироговской больнице с разворотом в конце современной аллее Пирогова, возле "Бастилии". Примерно в то же время появляется новая остановка возле ремесленного училища (сейчас на этой территории расположен музей ретро-автомобилей). Там же был выезд из трамвайного депо, и там же проходили маршруты между пироговской больницей и ремесленным училищем, ремесленным училищем и железнодорожным вокзалом, ремесленным училищем и военным городком. В тот же период начали строить линию до суперфосфатного завода (Химпром), но завершению работ помешала война.

1930-е отметились и закупкой новых трамваев. Правда, новыми они были чисто условно. "Винница закупила восемь вагонов в Твери и пять в Одессе. Это были вагоны выпуска начала ХХ века, которые в тех городах сняли с эксплуатации в результате перехода на широкую колею. А Винница осталась на узкой колее. Трамваи продавали по дешевке. Тверь, например, по 5 тыс. рублей за вагон", - рассказывает Олег Матюхов.

Часть вагонов сразу переделали в грузовые. Ведь на то время грузовые перевозки в Виннице были очень востребованы: строились новые предприятия, а машин у предприятий было мало.

Грузовое движение происходило почти круглосуточно. Например, для электростанций трамваи возили нефть и уголь. А на кирпичный завод была построена отдельная линия, которая проходила мимо школы №2 и направлялась по территории современного парка, где сейчас стоит летний театр. А с кирпичного завода трамваи возили кирпич на железнодорожный вокзал. По словам Олега Матюхова, линию демонтировали в 1946 году, во время строительства летнего театра. Зато грузовая ветка на электростанцию просуществовала до 1954 года. И примерно до 1960-х годов грузовые трамваи ходили до суперфосфатного завода.

"Жители города вспоминают, что там был клуб, танцы. И поскольку ночью после танцев добраться до центра было нечем, люди садились на грузовые вагоны и ехали вместе с углем", - рассказывает Олег Матюхов.

Новые старые вагоны

Уже после войны маршрут "Железнодорожный вокзал – Больница им. Пирогова" продлили до рынка "Урожай", а еще позже – до больницы им. Ющенко и электросети. Впоследствии, в 1955 году, строится линия до ул. Революционной (район трамвайного депо). Трамваи тогда просто объезжали депо путями, которые остались по улице Шевченко, и делали остановку возле бывшего хлебозавода. И уже в 1960-х годах колею продлили до политехнического университета, который тогда как раз открылся.

Кроме новых путей в это время Винница пополняется и новыми трамваями – опять таки, теми, что побывали в употреблении, построенными еще до войны. Прибывают они из столицы, которая тогда начала обновлять свой трамвайный парк.

"Денег не хватало, и страна не могла позволить себе купить новые вагоны в каждый город. Поэтому такие города, как Москва, Киев, Ленинград получали новые, а свои старые передавали в меньшие города. Так Винница получила более 20 вагонов", - рассказывает Матюхов.

Это были трамваи серии С-900, которые жители называли "киянкой". Произведенные в Киеве, на заводе им. Дзержинского (сегодня это завод электротранспорта), они были приспособлены для широкой колеи. Поэтому в Виннице их пришлось переделывать под узкую. Еще одно название этих вагонов - "коробочка", потому что построены они были из дерева и были громоздкими и неудобными. Но это не помешало им прослужить жителям до середины 1970-х.

Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 1

В тех же 1960-х в Винницу прибывают немецкие вагоны ГОТА из Нюрнберга – совсем новые. "Таким образом, мы впервые за полвека получили новые вагоны. Это была довольно большая партия, около 40 "поездов", которые состояли из главного и прицепного вагона. Город рос, население становилось больше, и маленькие трамваи уже не могли справиться с пассажиропотоком", - рассказывает Олег Матюхов.

Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 6

В 70-х годах на смену "немцам" начали поступать чешские трамваи ТАТРА-Т4, специально приспособленные под узкую колею. На то время уже успела хорошо себя зарекомендовать аналогичная модель ширококолейного вагона ТАТРА-Т1, Т2 и Т3, так что Винница с удовольствием закупила 45 вагонов. "Они были больше немецких в полтора раза и в то время воспринимались, как сегодня воспринимается наш новый VinWay. Тогда они произвели настоящий фурор", - говорит Олег Матюхов.

Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 2

А в 1980-х годах пришла очередь КТ-4, двохсекционных вагонов с "гармошкой", также чешского производства. Они и составили основу трамвайного парка в Виннице на следующие 20 лет. "В течение 10 лет их было приобретено 81 единицу, то есть фактически полная потребность парка. Сегодня, например, у нас ежедневно выходит на линию 80 трамваев", - говорит Олег Матюхов.

Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 3

Некоторое время городом еще параллельно ездили немецкие вагоны, и – до 2007 года - ТАТРА.

Новейшая страница – получение в 2007-2009 годах более сотни швейцарских вагонов, которые на родине откатали свой возраст и добрались в Винницу совершенно бесплатно. Таким образом швейцарцы решили проблему утилизации устаревшего транспорта, а город над Бугом - проблему нехватки транспортных средств.

Чому найстаріший вінницький трамвай  можна побачити тільки вночи - фото 9

"Швейцарские, хоть и красивые и в хорошем состоянии, но имеющие определенный срок службы. И рано или поздно их придется списывать. Поэтому нужно искать новые решения, и одним из них является модернизация чешских вагонов КТ-4 и создание на их базе вагонов VinWay", - говорит Олег Матюхов.

Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 9

Слово о ветеранах

На вопрос "под занавес" относительно старых вагонов, которые сегодня ездят по Виннице, экскурсовод называет вагон ГОТА Т-57 1957 года выпуска и снегоочистительный вагон 1930-х годов.

Последний был изготовлен в Харькове и имеет собственный порядковый номер – 11. В общем, говорит Олег Матюхов, было изготовлено несколько десятков таких трамваев. Винница получила два, один из которых не просто сохранился, но и продолжает работать. Правда, только в ночное время и только на тех участках, где рядом не паркуются легковые автомобили. Ведь камешки, вылетающие из-под щетки и колес ветерана, способные повредить машины.

Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 9

Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 10

"Ретро-вагон – этот вагон восстановлен на базе немецкого вагона. И на базе немецкого вагона также восстанавливался вагон МАН. Эти ретро, сделаны хорошо, но, все же, не то же самое, что было. Ибо реально сохранить вагон течение 100 лет невозможно. И при том отношении, которое было к старому транспорту в СССР, к сожалению, были утрачены уникальные вагоны", - отмечает Матюхов.

Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 11

Бувші у вжитку трамваї Вінниця купувала не лише у Швейцарії - фото 12

Больше о жизни региона читайте на Depo.Винница.

Loading...
Loading...